воскресенье, 3 апреля 2022 г.

Почему в Российской империи вагоны синего цвета были наиболее желанным видом транспорта


В дореволюционное время железнодорожный транспорт считался наиболее массовым и доступным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской империи была чётко налажена система строительства поездов и стандарты к ним. Но вагоны существовали в огромном количестве типов, и различать их как-то нужно было. Поэтому для классификации выбрали...цвет. Историю дореволюционной железной дороги интересно изучить ещё и потому, что там можно встретить такие составы и вагоны, которые в современном транспорте просто не существуют.

Наиболее любопытными в плане классификации можно считать пассажирские поезда дореволюционного периода, вагоны которых разделялись по классам. Так, на имперских железных дорогах общего пользования, вне зависимости от вида собственности - акционерного или государственного, с 1879 года вагоны окрашивались в следующие цвета: I класс - синий, II класс - жёлтый, светло-коричневый или золотистый, III класс - тёмно-зелёный, IV класс - серый. Помимо этого, на каждом вагоне дополнительно указывался его тип.


В исторических источниках сохранилось и количество было пассажирских вагонов на железных дорогах Российской империи перед началом Первой мировой войны: 1401 мягких - I класса, 1642 мягких - микст I и II классов, 3697 мягких II класса, 330 микст II и III классов, 10 611 жёстких III класса, 7174 жёстких IV класса. Кроме того, по рельсам России ездили также 509 тюремных вагонов, 652 санитарных, 1298 служебных, 771 почтовых, 2190 багажных, 540 вспомогательных и 341 других.


Строительством пассажирских вагонов занимался целый ряд отечественных заводов: Бухтеева, Бремме, Варшавский, Виллиамса, Коломенский, Кулешова, Левестама, Мальцевский, Путиловский, Русско-Балтийский, Сампсоньевский, Сормовский, Сборкой оборудования и обстановки интерьеров занималось множество мастерских других железных дорог. А первая попытка разделить вагоны по классам была предпринята в 1837 году на Царскосельском пути. Примерно в то же время впервые попробовали использовать цвет для градации классности.


Наиболее доступной считалась поездка в вагоне IV класса. В начале прошлого столетия их строили с тремя ярусами полок. Места в них были жёсткими. А вот в вагонах III класса уже были купе с жёсткими диванами и полками. Их основным предназначением была перевозка пассажиров на дальние и пригородные расстояния. Первоначально такие вагоны были двухъярусными, однако позже их расширили и добавили третий ярус. Кроме того, вагоны III класса имели разделение на зоны для курящих и некурящих пассажиров, а иногда - для женщин. Они также были оборудованы системой водяного отопления, санузлом, и двумя открытыми входными площадками на концах.


Вагоны II класса дореволюционных поездов имели четырёхместные купе уже с мягкими сидениями. Однако самыми элитными и, соответственно, дорогими считались синие вагоны I класса, в который ездили знатные представители российского общества и другие состоятельные пассажиры. Там можно было найти мягкие диваны, сетки для ручной клади, а для крупногабаритного багажа было предусмотрено специальное отделение. Также в вагоне I класса была невиданная в позапрошлом столетии роскошь для других вагонов - умывальник.

Кроме вышеупомянутых, в дореволюционных поездах были и другие виды пассажирских вагонов, имеющих отличную от других обстановку или конструкцию. Так, для международного сообщения, а также в скорых поездах использовались четырехносные вагоны с комфортабельными двухместными купе и дорогой отделкой - например, красным деревом. Ещё одной оригинальной модификацией были двухэтажные вагоны: правда, первоначально они предназначались для перевозки переселенцев из Центральной России на Дальний Восток, поэтому о каком-либо дополнительном комфорте говорить в данном случае не приходится.


Также в пассажирских поездах Российский империи можно было встретить: вагоны-салоны, вагоны-рестораны, вагоны-миксты. Однако особый интерес, безусловно представляют церкви на колёсах, которые также находились во многих составах. Заключенных по этапу везли на специальных вагонах для арестантов. А в Первую мировую войну многие поезда переделали под санитарные.


Мало кто знает, но дореволюционные заводы строили вагоны и на экспорт, снабжая поездами железные дороги других стран. Причём, в зависимости от климата претерпевала некоторые модификации и их конструкция. Так, например, в жаркие страны - Османскую империю, Италию, Сербию поставлялись вагоны, стены, пол и потолок которых изолировалась пробкой, а крыша обтягивалась парусиной, обработанной специальной массой, которая усиливала отражение солнечных лучей, чтобы внутри было не очень душно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий