суббота, 19 апреля 2014 г.

Москва: Первому автобусному маршруту исполнилось 90 лет


18 апреля 1924 года по Москве пошли первые рейсовые автобусы. Сперва — британского производства, но вскоре и отечественные. Горожане их сразу оценили.

В двадцатые годы прошлого века Москва начала восстанавливаться после разрухи Гражданской войны. Запускались стоявшие до этого годами фабрики и заводы. Повсеместно восстанавливали электропровода и центральное отопление, мостили улицы. И вот — транспорт. Начала расширяться сеть основного тогдашнего городского перевозчика — трамвая. И — новый вид сообщения: автобус. Вообще-то пассажирские многоместные автомобили москвичам уже были знакомы: такие перевозили публику от вокзалов к шикарному отелю «Метрополь» еще до революции. Но регулярное движение вводилось впервые. Линия была выбрана самая оживленная: от Пресни к Серебряному Бору. Автобусы — английские Leyland (ни одного из них, к сожалению, не сохранилось).

Импортировали только первые несколько машин, дальше автобусы собирались в Москве, на заводе АМО (ныне ЗИЛ).

Амовцы, кстати, предложили и машину своей конструкции, на базе модели АМО Ф15: это была лицензионная фиатовская полуторка, разработанная задолго до Первой мировой войны. Машина получилась слабенькая и тряская, пассажиры обозвали ее «полулейландом», а Моссовет больше не заказывал. Первые билеты на автобус стоили четверть миллиона рублей так называемыми совзнаками, подвергшимися гиперинфляции в начале 1920-х. Вскоре ввели твердую денежную единицу («червонец»), и проезд стал стоить привычные до конца советской эпохи копейки.

А там, в 1930-х годах, и отечественный производитель автобусов подтянулся. На реконструированном АМО (уже переименованном в Завод имени Сталина) освоили ЗиС-8 (знакомый по фильму «Место встречи изменить нельзя» как «Фердинанд»), а затем и дивной красоты аэродинамический ЗиС-16.

А уж после войны пошли массовые ЗиС-154, 155, 158, впоследствии переданные для производства в подмосковное Ликино, ЛиАЗ обеспечивает Москву автобусами и по сей день, но уже современными, кондиционированными и низкопольными.

А на старых автобусах можно покататься и сейчас — на ретро-экскурсиях, которые периодически проводит Музей индустриальной культуры в парке «Кузьминки».

В этих автобусах есть даже касса советских времен, куда пассажиры сами бросали пятаки. С душевной надписью: «Совесть — лучший контролер».

Комментариев нет:

Отправить комментарий