пятница, 4 января 2019 г.

Ikarus - компания, которая считалась основным поставщиком автобусов в СССР


В моих детских воспоминаниях, наверное, навсегда останутся вещи, которые будут непонятны современному поколению. Ну, скажите на милость, кому придет в голову мечта проехаться на троллейбусе, кофейно-молочного цвета, с синими дерматиновыми сидениями с красной окантовкой Skoda? Или просить отца отвезти его на автовокзал, чтобы только увидеть огромный, бордовый, с белой крышей туристический автобус Ikarus. Он был воплощением стиля и элегантности. Ведь форма это машины была необычной, покатые бока, большой прожектор на крыше и сильно выпирающая корма. Это был капот, ведь мотор располагался именно сзади. Мне так и не удалось на нем поездить, мы с родителями путешествовали на машине, а жаль. А вот на белых, с красной полоской, городских гармошках той же фирмы, я накатался предостаточно. И почему то мне сегодня захотелось рассказать именно об этой венгерской компании, которая считалась основным поставщиком городских и туристических автобусов в СССР и страны Совета Экономической Взаимопомощи.

Для этого нам надо будет немедленно отправиться в Австро-Венгрию, в город Пешт, где предприимчивый Имре Ури регистрирует фирму с названием Ikarus. Я специально проверял, но по-венгерски это слово звучит иначе — Икарус, с ударением на первую букву. Мастерская процветала, повозки были качественными и недорогими. Может быть, именно поэтому к господину Ури пришли люди, предложившие создать автобус на базе американского однотонного грузовичка Ford TT. Он с задачей справился, да так хорошо, что к нему выстроилась очередь из заказчиков. К началу тридцатых, Имре передает дело своим сыновьям, и теперь фирма называется Братья Ури. Они продолжили дело отца и даже расширили его. Теперь они собирают не только автобусы, но и самолеты на нужды Вермахта, а с 1945 делают то же, но теперь для РККА. Правда это не спасает их от национализации и объединением с предприятием Икарус. Я не знаю, чем руководствовались венгры, придумывая имя бренду, но все вышло, как и в том мифе. Когда Икар, слишком увлекшись полетом, поднялся выше, чем следовало, и упал в море. Впрочем, о том, что они станут лидерами на рынке, они в то время, еще не знали. Но и я слишком забегаю вперед. Давайте по порядку. К 1951 году в конструкторском бюро Ikarus разработают первую самостоятельную модель с индексом 30. Небольшой автобус на 25 сидячих мест. Скорее всего, по его мотивам в СССР потом создадут ПАЗ. Но население городов росло, и требовалась техника больших размеров. И инженеры создают модель 60. Она больше, и выпускается в многочисленных вариантах. На заводе делают сочлененные гармошки, отдельные машины с несущим кузовом и даже автобусы, с прицепом.


На базе «шестидесятого» сделают и первый в Венгрии троллейбус. Все это было здорово, но технический прогресс не стоял на месте. Основной задачей стало убрать мотор из салона. И к 53-му году, появляется машина, с шильдиком 66. 170-ти сильный дизель Csepel, расположен в открывающимся в корме машины, капоте. За характерную форму кузова эти автобусы, в союзе еще наградят прозвищем «сундук» или «комод». Когда же на платформе городской машины создадут туристический вариант Люкс и присвоят ему номер 55. Об Ikarus заговорят не только в социалистическом блоке. Модели 620/630 были совсем небольшими. Но зато их салон можно было компоновать именно так, как хочет заказчик. Были сельские варианты, варианты без крыши, стоматологические кабинеты, передвижные медпункты, в общем, любой каприз.


К Ikarus присоединяют Общий механический завод в Секешфехерваре и компания становится крупнейшим в восточной Европе производителем автобусной техники. Еще бы, ведь именно в этот период появляется и новая городская модель 556. Ее в СССР почти не поставляли, зато сочлененная модификация «гармошка», с индексом 180, стала чуть ли не единственной машиной, которую эксплуатировали в крупных городах. В 69-м, Союз - самый крупный импортер этой техники. Моторы ходили без капитального ремонта до миллиона километров, обслуживание стоило не столь дорого, а сами детали были почти на сто процентов унифицированы. Этот делало Ikarus практически идеальным автобусом. К чести венгерских инженеров предприятия, стоит отметить, что они не стали почивать на лаврах, а уже в 67 начали разработку, наверное, самого популярного и известного автобуса серии 200. Типовое семейство, благодаря каркас-панельному кузову, имело модульную конструкцию. То есть, не особо напрягаясь, можно было менять длину машин, их высоту, делать любое количество дверей и, наконец, перемещать силовой агрегат в носовую часть, кормовую или располагать под полом. Сам же мотор мог быть любым, то есть шасси не было заточено лишь под одного производителя, это делало двухсотую серию практически универсальной. Недаром именно машины этого типа получали многочисленные награды по всем частям света. Ikarus стал поставлять свои автобусы в СССР, США, Латинскую Америку, Ирак, Иран и страны Северной Африки.


И вот тут, стоит вспомнить мифическую историю о сыне Дедала и рабыне Навкраты, с именем Икар. Когда отец сделал для Икара крылья из воска и перьев, чтобы тот благополучно улетел с острова Крит, где правил жестокий Минос, он предупредил: не опускайся слишком сильно, перья намокнут, и ты упадешь. Но и не поднимайся слишком высоко, солнце растопит воск, и ты утонешь. Согласно легенде Икар позабыл о словах Дедала и поднялся выше, чем следовало. Чем все закончилось, мы знаем. Вот и мы приступаем к последней главе, печальной. Ikarus разработал и выпускал двадцать одну модификацию «двухсотки». Это были городские машины, отдельные и сочлененные. Был даже проект с передним расположением мотора и трапом, специально для аэропортов. Увы, все закончилось в одночасье. В 1991 году компанию разделили. От фирмы, в Секешфехерваре, сначала отделилось Будапештское подразделение. Потом, 99-м предприятие вошло в состав фирмы, принадлежащей на паях Renault и Iveco. В 2003 основной завод окончательно закрылся.

Это произошло вовсе не потому, что распался СЭВ ( Совет экономической взаимопомощи), созданный соцлагерем, а потому, что в странах Восточной Европы и СССР отсутствовала сильная конкуренция. С приходом других фирм, Ikarus попросту не смог им ничего противопоставить. Да и 200-я серия, к тому времени, уже устарела. Фирму пытались возродить неоднократно, но все было тщетно. Она канула в лету, как и Икар, утонувший в море.

Комментариев нет:

Отправить комментарий