вторник, 27 августа 2019 г.

ПАЗ Турист Люкс – история уникального автобуса СССР, обогнавшего время


История автобуса ПАЗ Турист Люкс началась в 1966 году, когда почтенной публике в Ницце, на восемнадцатой Международной автобусной выставке был показан автобус ПАЗ-665Т. С ходу автобус получил серебряную медаль французского комиссариата по туризму, так что инженеры Павловского автобусного завода были воодушевлены.

Было решено создать абсолютно новый автобус, с которым было решено в дальнейшем покорять Европу. Новая разработка сначала называлась ПАЗ-Люкс, потом ПАЗ-Турист, а после этого автобус было решено назвать ПАЗ Турист Люкс 8,5. За разработку автобуса отвечали конструктор Жбанников и дизайнер Демидовцев.


Чертежи нового автобуса были переданы в экспериментальный сборочный цех в 1968 году. В 1969 году собрали первый ПАЗ Турист Люкс. Автобус имел современный кузов длиной 8,5 метров. Мотор поставили ЗИЛ-130, развивающий 150 л.с, коробку передач взяли тоже от ЗИЛ-130. Чтобы подчеркнуть космический дизайн автобуса, его кузов покрасили в ослепительно белый цвет.

Автобус был туристическим, причём очень комфортным, так как планировался он явно для европейского рынка. 24 пассажирских места были оснащены регулируемыми сиденьями, индивидуальным освещением, принудительной потолочной вентиляцией. Стёкла в автобусе были гнутые и панорамные.


Интересно, что салон автобуса был разделён на три отсека, в первом размещались пассажиры, водитель и экскурсовод, во втором отсеке был бар (!), умывальник и гардероб, в третьем отсеке было багажное отделение.

После испытаний, автобус ПАЗ Турист Люкс был отправлен на 19 автобусную выставку в Ницце, где произвёл настоящий фурор. По итогам выставки советский автобус был награждён Большим призом президента Французской республики.


Потом автобус продолжили усовершенствовать. Для начала его перекрасили, хоть и опять в белый цвет, но уже с широкими продольными полосами чёрного цвета. Чтобы избавиться от лишней духоты летом, с которой штатная вентиляция явно не справлялась, было решено поставить кондиционер.

К 1971 году автобус ПАЗ Турист Люкс планировали отправить в Монте-Карло в Монако на очередной международный конкурс, но ничего из этого не получилось. Потом были попытки создать на базе ПАЗ Турист Люкс обычный междугородный автобус, в котором были убраны багажный отсек и отсек с баром. Новый автобус получил 33 пассажирских места, и его высоко оценили на советских выставках.


Новый автобус назвали ПАЗ-3203, и его даже планировали выпускать серийно, но в 1975 году от этого проекта было решено отказаться, так как появились более перспективные Икарусы, а мотр ЗИЛ-130 для автобуса считался уже устаревшим.


ПАЗ Турист Люкс ещё можно было заметить на задворках Павловского автобусного завода до начала 1990-х годов, но потом он просто исчез. Скорее всего, его просто распилили на металлолом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий