суббота, 27 февраля 2021 г.

Вторая жизнь московских троллейбусов

В качестве одного из немногочисленных положительных последствий уничтожения московского троллейбуса называли такой, что теперь уж регионы, вечно страдающие от нищеты, получат нормальные московские троллейбусы. Смогут обновить свой парк, не вкладывая большие средства. Но действительно ли так всё хорошо, и такой подход - это плюс?


Действительно, если первые московские троллейбусы шли, преимущественно на порезку, то уже начиная с 2017 года, их начали раздавать нуждающимся регионам. Города оплачивают только стоимость транспортировки, а сами машины им отдаются даром. Так делают не только с троллейбусами: автобусы и трамваи раздаются в города всей России точно также.

К чему же это приводит? Действительно, бесящаяся с жиру Москва постоянно обновляет свой парк, в то время как в регионах порой ещё ходят транспорты с 90-х, а то и с советских времён, при том не самых поздних. БКМ-321 2012 года в таких условиях будет, конечно, намного новее, чем перелатанный Зиу-682 1985 года выпуска. Раз новее, значит всяко лучше, ведь так? Не совсем! И вот почему.


1. Б.у., всё же, - не новый транспорт. У него обязательно будут какие-то болячки и слабые места. А, значит, постоянные выходы из строя гарантированны.

2. В Москве, как известно, использование общественного транспорта очень агрессивное. Автобусы и троллейбусы ушатывают здесь очень быстро, а реагенты, которыми зимой посыпают дороги, очень хорошо разлагают кузов, который начинает гнить уже к середине первого десятка эксплуатации. В итоге, машины приходят в парки регионов уже сломанными и подгнившими.

3. Современные троллейбусы - очень сложные в эксплуатации. Они напичканы электроникой, сложными приборами. У слесарей, чинивших всю жизнь кувалдой ЗиУ-9, часто просто нет опыта и квалификации их обслуживать. Кроме того, проблемы с запчастями: если в Москве их полно, и можно всегда что-то найти не в своём парке, так в соседнем, то в маленьком городе брать их неоткуда - и это часто приводит к постановке троллейбусов под забор.

Доходит до смешного: машина может выйти из строя из-за какой-нибудь сломавшейся микросхемы. Которую в Москве бы смогли и починить и заменить, но тут ни то ни другое не могут сделать.

А техника, повторюсь, уже попользованная, не новая. Будь троллейбусы новые - на них бы была гарантия от завода, ну они бы и не ломались так часто. Персонал успел бы обучиться работе с ними, и контакт с производителем бы был. А теперь даже часто и непонятно где эти микросхемы заказывать.


4. Часто под приход б/ушных машин списывают надёжные и привычные ЗиУ. И это может привести к катастрофе. Подарки из Москвы могут по приходу нормально работать, но начать массово ломаться через год-два. А к тому моменту своих надёжных уже не останется - всё порезали. И такая система может и вообще закрыться окончательно.

5. Чаще, конечно, деповские руководители понимают такой сценарий и сохраняют для него рабочий запас надёжных ЗиУ. Но в любом случае, экс-москвичи приживаются на новом месте куда хуже, чем у себя дома. Порой из всей партии в 20-30 машин, на линию удаётся выпустить не более 10-ка, а то и вообще единицы. Из 78 переданных Рязани машин, работает сейчас только 8-10.


В некоторых хозяйствах москвичей даже и запустить не смогли. Они как стояли в депо так и стоят с самого прибытия из Москвы. Так, например, было в Орле и Черкесске.

Орёл нахватал себе "гармошек" ещё в 2018 году. Но на линию они тут тоже так и не вышли, и, судя по всему, не выйдут.

Печалит и город Балаково куда ушёл и бывший музыкальный "Синий троллейбус". Тут, в отличие от Орла, немного машин смогли таки выпустить на маршруты, но ненадолго.


Из 20 машин на линию удалось вывести 4-5. И те постоянно ломаются. "Синего" (теперь он 284-й) среди них нет, он простаивает в депо.

Чтобы вы понимали уровень местных управлений. Как правило, для них даже космосом является настройка электронного табло. То, что в Москве идёт обязательным пунктом в инструкции, здесь вообще никого не волнует. То же самое я видел и у экс-московских автобусов в других городах. Конкретно этому троллейбусу смогли оживить табло по личной инициативе водителя, у которого есть друг в одном из московских парков, тот ему прислал специальную флешку и проинструктировал как её запустить.. Что-то высокотехнологичное продвигается там только так.


Наиболее благополучным городом в плане приёма московской техники Ростов-на-Дону. Но и тут ситуация не очень хорошая - выпустить на линию удалось лишь небольшой процент. Часть троллейбусов сразу становится "донорами" запчастей в таких случаях.

Нельзя, конечно, не упомянуть и положительные примеры. Вот, например, Ульяновск. Тут ещё с 2018 года есть несколько московских подарков разных моделей, и большая их часть успешно работает на линии. На фото бывший московский модернизированный ЗиУ из 6-го парка, который одним из последних проходил ремонт для запуска. Сейчас он уже чистый и свежепокрашенный в оранжевый цвет.


Всё это благодаря главному инженеру - энтузиасту, который всей душой болеет за троллейбус и хочет, чтобы он ходил. Даже сложно представить сколько всего у нас до сих пор работает в стране только благодаря вот таким неравнодушным людям. В большинстве же мест никому ничего не надо. И страшно представить что будет, когда вот это поколение, которое ещё хоть как-то разбирается в предмете и болеет своим делом, уйдёт.

Сейчас Ульяновск получил ещё 30 троллейбусов из Москвы. Думаю, скоро они все уже тоже окажутся на маршрутах.


Или вот другой вдохновляющий пример - Кострома. Город взял в Москве 30 "Оптим" из которых в Костроме уже 8. Взял "Оптимы" как раз с расчётом, что там всё понятно в плане запчастей и нет сложной электроники. Машины пришли в конце года, но денег у управления запустить их сразу очень мало. Тем не менее, директор "горит" тем, чтобы их все доделать и запустить. Сам лично проводит время на восстановлении троллейбуса (на фото - он!), вместе с коллегами тратит своё нерабочее время, чтобы сделать хорошо.

Троллейбус проходит полный ремонт: обновление кузова, замена электропроводки и множество других мелочей. В планах к концу года выпустить на линию 8 московских машин, на одну у них уходит примерно 1,5 месяца. Для костромского предприятия с 20-25 машинами это большое подспорье, которое они, надеюсь, грамотно реализуют.


Примеры директора костромского депо вдохновляют, но то, что оживить экс-московскую технику получается только там, где есть инициатива снизу, это очень грустно. Сегодня она есть - завтра нет. Увы, так это всё идёт на самотёк и приводит к проблемам, описанным выше. И получается, что значительная часть этих троллейбусов в Москве могла бы работать и работать, а на новых местах она сразу или через какое-то время встаёт гнить под забор.


Комментариев нет:

Отправить комментарий