суббота, 15 мая 2021 г.

История самого передового московского аэропорта


Как появился этот аэропорт? Почему он получил такое название? Правда ли, что сначала здесь не обслуживали пассажиров, а перевозили только почту и фрукты? Какие достижения принадлежат этому аэропорту? И действительно ли именно он был самым передовым в вопросе технологий и новых самолётов? А также - когда завершится его бесконечная реконструкция? Об этом и не только наш рассказ сегодня.

"Объект №306"

О строительстве нового аэропорта около Москвы задумались после Великой Отечественной войны. К тому времени уже существовали "Внуково", "Быково" и аэродром им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле. В 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК КПСС о начале работ по сооружению новой воздушной гавани. Названия у будущего аэровокзала тогда ещё не было, поэтому в документах он именовался "объект №306". Местом для строительства выбрали окрестности села Елгазино. Находилось оно юго-восточнее подмосковного города Домодедово.


Кстати, относительно названия единства среди историков до сих пор нет. Однако существуют две самые популярные версии. Согласно первой, наименование произошло от фамилии одного боярина, который владел местностью. Вторая гипотеза гласит, что названием село обязано мастерам-домоделам, что проживали здесь.


До середины 1950-х годов работы по строительству аэропорта шли медленно. В основном занимались вырубкой мешавших деревьев, прокладкой дорог и отдельной железнодорожной ветки от Павелецкого вокзала. Но после 1954 года вышло несколько ведомственных приказов разных учреждений, в тексте которых содержались конкретные предписания о строительстве. Завершить работы предполагали к 1962 году.

Сначала почта и фрукты, потом пассажиры

В принципе, так и получилось. 7 апреля 1962 года вышел Приказ №200 "Об организации Московского аэропорта Домодедово". Эта дата считается днём рождения воздушной гавани. Через несколько месяцев после официального открытия начались грузовые авиаперевозки. В основном доставляли почту и фрукты из южных регионов страны. Хотя в некоторых источниках указано, что полёты начались только в декабре 1963.


Якобы назывались такие рейсы "весёлыми", потому что не имели чёткого расписания. Отправлялись в полёт по мере загрузки. Конечным пунктом был Хабаровск. Попутно остановки делали в Екатеринбурге (Свердловске), Омске, Новосибирске, Красноярске, а также Иркутске. Пассажирские перевозки начались 25 марта 1964 года. В тот день самолёт Ту-104 совершил полёт из аэропорта "Домодедово" в Свердловск и обратно.


В августе того же года отправился беспосадочный рейс в Хабаровск. Пассажиры летели на Ту-114. Несмотря на то, что фактически аэропорт уже работал, его терминал закончили только к 1965 году. 20 мая состоялось торжественное открытие. Именно эта дата несколько десятилетий считалась отправной точкой в истории аэропорта. Пока не обнаружили более ранние официальные документы.


Первый почти во всём

На долгие годы за аэропортом "Домодедово" закрепилась слава одного из пионеров отечественной гражданской авиации. Именно здесь многое происходило впервые. Например, в 1967 тут началась полноценная эксплуатация самолётов Ил-62. А через 10 лет Домодедову выпала честь стать аэровокзалом, который будет обслуживать первый советский сверхзвуковой самолёт Ту-144. В ноябре 1977 года он совершил полёт в Алма-Ату. Интересно, что "Домодедово" в годы СССР использовали исключительно для внутренних перевозок. Международные рейсы появились только в 1992.


Были и ещё некоторые вещи, которые произошли впервые именно в этом аэропорту. Так, 15 июня 1978 года отсюда отправили самолёт Ил-62М, который совершил самый длинный на тот момент беспосадочный пассажирский рейс в СССР - из Москвы до Петропавловска-Камчатского.


Если говорить о более современных событиях, то в Домодедово с 2002 года начал ходить аэроэкспресс. А ещё именно здесь впервые в России приземлился самый крупный пассажирский самолёт Airbus A380 в 2009 году. Регулярные полёты из Домодедова на этом гиганте начала в 2012 компания "Emirates". Кроме того, здесь раньше всех внедрили систему прохода на посадку с помощью штрих-кода, который нужно прислонить к турникету.


Здание аэровокзала, открытое в 1965 году, получилось удачным. Внутри было всё, чтобы пассажиры чувствовали себя удобно. Билетные кассы, залы регистрации, большой по площади ресторан и даже цветочный киоск. Правда на некоторых советских фотографиях можно заметить жуткую толкучку. Поделитесь воспоминаниями, если у кого-то они есть, почему так было. Само здание прослужило более 50 лет. Оно даже стало своеобразным ядром реконструкции (вокруг него и возводят все новые помещения). Работы начали в 2000-х и до сих пор так полностью и не закончили.


Ремонт, который никогда не закончится

Бесконечный ремонт является одним из самых главных неудобств аэропорта на протяжении последних десятилетий. Кажется, что строительство идёт бесконечно. Возможно, она завершится к середине 2020-х. По сравнению с тем, что было изначально (один терминал), появился целый город из бетона и стекла. Вроде как всего планируется четыре части терминала, которые будут работать по системе "Under one roof", или "под одной крышей" по-нашему. То есть это не строительство нескольких отдельных терминалов, а возведение одного, но очень крупного. Якобы так удобнее для пассажиров и технического персонала.


Также в аэропорту к 2055 году планируют построить аж 8 взлётно-посадочных полос. Пока их всего лишь две, обустройство третьей продолжается уже не первый год, но похоже заглохло. Как бы там ни было, пока что "Домодедово" справляется с нагрузкой. Среди основных российских авиакомпаний, который используют аэропорт, можно выделить "S7 Airlines", "Уральские авиалинии". Иностранные перевозчики представлены "Lufthansa", "Emirates", "Qatar Airways", "Сингапурскими авиалиниями", израильской "El Al" и некоторыми другими.




Комментариев нет:

Отправить комментарий