воскресенье, 5 сентября 2021 г.

Последний рейс «Невского экспресса»


«Невский экспресс» – один из брендов Октябрьской железной дороги и направления Петербург – Москва. Поезд, имеющий 20-летнюю историю, отправляется в последний рейс. Но на этом его история, кажется, не заканчивается.

Поезд «Невский экспресс» начал ходить между Петербургом и Москвой в 2001 году. Тогда это был прорыв!

В 2001 году скоростное движение ограничивалось поездом №159/160 «Аврора» (он ходил ежедневно чуть менее, чем за шесть часов) и №161/162 ЭР-200 (два раза в неделю 4 часа 47 минут «туда» и 4 часа 49 минут «обратно»).

«Невский экспресс» был призван стать главным скоростным поездом между Петербургом и Москвой. Он получил номер 155/156 и время в пути 4 часа 55 минут из Петербурга в Москву и 5 часов 7 минут в обратную сторону. За несколько лет эксплуатации время в пути следования было сокращено до 4 часов 30 минут вне зависимости от направления движения, а график был доведен до шести дней в неделю.

Вагоны «Невского экспресса» сделали на Тверском вагоностроительном заводе, но с использованием электрооборудования Siemens.

После терактов («Невский экспресс» подрывали дважды – в 2007 и 2009 годах) и запуска «Сапсана», казалось, что судьба «Невского экспресса» предрешена, в РЖД анонсировали отказ от поезда (как случилось с ЭР-200 и «Авророй»). Он и правда какое-то время ходил нестабильным расписанием, но уже с 2010 года был восстановлен в движении.


В основном поезд ходил с чехословацким электровозом ЧС-200. Но в последние годы «Невский экспресс» можно было увидеть также с российско-французским электровозом ЭП-20.


«Невский экспресс» часто сравнивали с «Сапсаном». Время в пути – соизмеримое. Согласно последнему расписанию, которым поезд ходит в августе 2021 года, поезд идет 4 часа 5 минут. Цены на билеты из-за динамической системы ценообразования, часто бывали непредсказуемы, но, как правило, все же отличались от «Сапсана» в меньшую сторону.


В «Невском экспрессе» было несколько так называемых вагонов открытого типа, где стояли кресла, как в «Сапсане». Но большинство вагонов представляли собой восемь купейных отсеков, в каждом из которых размещалось по шесть человек. Кому-то это нравилось. Кому-то нет: ноги особо не протянешь и волей-неволей приходится общаться с попутчиками.


В поезде хорошо работала вентиляция, но тем, кому холодно, предлагали пледы. В купе было по две розетки и по сравнению с «Сапсаном», где две розетки на вагон, это хорошее конкурентное преимущество.

В стоимость проезда входил набор с тапочками и питание (совсем неприличное). А за 45 рублей у проводника всегда можно было купить чай в стакане с подстаканником (против 100 рублей за пластиковый стаканчик в «Сапсане»).


В последние годы у «Сапсана» и «Невского экспресса» на направлении Петербург – Москва появились новые конкуренты. Это скоростные «Стриж» и «Ласточка». Тем не менее, у «Невского» была своя аудитория, и он стабильно входил в десятку самых любимых поездов россиян. На сайте туту.ру «Невский экспресс» имеет рейтинг 9,4 баллов из 10, а пассажиры, в большинстве своем, оценивают поезд на 10-ку.

Вот, что они пишут:
  • Благодарю начальника поезда и проводника вагона №7 за оказанную помощь при оформлении заявки для встречи маломобильного человека, моей дочери, инвалида 1 группы.
  • Лучший поезд! Общительный, добрый проводник. Отдельные купе на 6 человек, можно закрыться стеклянной дверью от шумных соседей.
  • Впечатление более чем положительное: персонал очень отзывчивый, в стоимость входит вода, шоколадка и булочка с паштетом. Едет не очень мягко, но не критично.
  • Сидеть друг напротив друга людям среднего роста можно, у меня проблем не возникло, а вот большой мужчина рядом вытягивал свои длинные ноги очень далеко, прямо под кресло соседа).
  • В отличие от Сапсана сильнее трясет. Сфокусироваться тяжело при чтении или работе на ноутбуке.
Для РЖД наличие «Невского экспресса» было еще и своего рода конкуренцией по линии скоростного движения внутри компании. Поезд обслуживался перевозчиком ФПК, в отличие от «Сапсанов», которые эксплуатирует напрямую ДОСС.

О том, что дни «Невского экспресса» сочтены, можно было догадаться. Вагонам 20 лет, и они практически без передышки гоняли на скорости 200 км/ч между двумя городами. А иногда в ФПК еще и отправляли их в поездку ночными поездами.

Некая «усталость вагона» чувствовалась и непосвященному пассажиру. Были видны «заплатки» на кузове, ощущалась излишняя вибрация в вагонах, а в феврале 2021 года один из вагонов и вовсе сгорел в депо.


Постепенно длина поезда была сокращена, с начала лета 2021 года он стал ходить вместо шести раз в неделю три раза в неделю.

Последний рейс поезд совершил 27 августа.

На сайте РЖД написано:
«С 29 августа 2021 года поезд временно не курсирует. О возобновлении курсирования будет сообщено дополнительно. Приносим извинения за доставленные неудобства».
Вторая жизнь «Невского экспресса»

О том, что «Невский экспресс» ждет некое переформатирование стало известно в ноябре 2020 года. Замглавы РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов анонсировал, что вагоны будут отремонтированы и поезд заменит «Стриж» на маршруте Петербург – Самара, потому что после открытия границ с Евросоюзом «Стриж» понадобится для возобновления поезда Москва – Берлин.


По словам Пегова, два вагона «Невского экспресса» на тот момент (ноябрь 2020 года) прошли капитальный ремонт, еще такая работа предстоит с 28 вагонами.

«При капитальном ремонте «Невского экспресса» будет чуть-чуть доработана конструкция, в том числе, чтобы он мог эксплуатироваться на участках с тепловозной тягой, и этот поезд спокойно заменит в случае открытия международного сообщения поезд "Стриж" на участке Санкт-Петербург – Самара. А на замену "Невскому экспрессу" на главном ходу придут "Сапсаны"», – говорил Пегов, имея в виду заказ РЖД на 13 новых «Сапсанов».

По словам Пегова, «Невские экспрессы» фактически не уйдут с маршрута Петербург – Москва, они просто продлят свой маршрут до Самары. Это значит, что в Москве они будут прибывать на Восточный вокзал.

В ходе капитального ремонта будет пересмотрен интерьер вагонов поезда, там появятся купе со спальными местами.

Пока неизвестно, сохранит ли поезд название и фирменную окраску. Но очевидно, что в любом случае это будет совсем другой «Невский экспресс». А тот «Невский экспресс», что мы знали, совершил последний рейс с пассажирами 27 августа из Москвы в Петербург.

Комментариев нет:

Отправить комментарий