Более конкретные очертания предполагаемое сотрудничество между двумя компаниями обрело в сентябре 1989 года, когда было издано Постановление Правительства СССР за № 778 «О дополнительных мерах по развитию экономических связей между СССР и ФРГ», в числе прочего предусматривающее выпуск широкой гаммы немецких автобусов на новом заводе в Голицыно.
Основным объектом для производства на ГолАЗе было выбрано семейство больших «междугородников» Mercedes-Benz O303, на которые советская сторона приобрела полную лицензию. Однако на первых порах дело ограничилось лишь «отверточной» сборкой двух машин по технологии SKD в июле 1990-го под руководством немецких шеф-монтажников. В действительности же первой продукцией ГолАЗа стали автобусы совсем другого класса. Незадолго до сборки Мерседесов на заводе при участии советско-британского СП «Автомобилестроительное сервисное торговое объединение» был развернут выпуск первых в истории нашей страны «фургонбусов». Они представляли собой чехословацкие цельнометаллические фургоны Avia-A21.1 FZ с врезанными в боковины кузова окнами от автобуса КАвЗ-3270 и смонтированными в салоне 13 самолетными креслами Внуковского авиаремонтного завода. Первоначально, по проекту технических условий, такие автобусы хотели назвать АСТО-397, однако в институте НАМИ машинам присвоили отраслевой индекс 3211.
В 1993 году по инициативе президента Автрокона Б.В. Каминского на ГолАЗе были предприняты попытки адаптации кузова ЛиАЗ-677 к шасси ЗИЛ-133ГЯ (как к самому длинному грузовому шасси в стране). Целью этого проекта являлась оценка возможности выпуска такого автобуса на одном из заводов концерна с использованием кузовной оснастки от машин 677-й серии, снимающихся с производства на ЛиАЗе. Аналогичная задача параллельно была поставлена перед коллективом ТОО «Альтерна». В ходе проработки проекта выяснилась невозможность «свадьбы» элементов кузова ЛиАЗ-677 со стандартным грузовым шасси, однако опытные работы по созданию автобуса на шасси ЗИЛ-133ГЯ были продолжены – теперь уже с использованием оригинального кузова с трубчатым каркасом и пластиковыми масками. Единственный построенный ГолАЗом образец такого автобуса сертификации не подвергался и собственного индекса не имел.
Серийно выпускались две 49-местные модификации, различавшиеся высотой багажных отсеков: туристическая О303-15RHD «Витязь» (высотой 3421 мм) и междугородная O303-15RHS «Лидер» (высотой 3211 мм). Кроме них, в одобрение типа транспортного средства была внесена пригородная версия О303КНР-А с низким кузовом (3061 мм) и 58 упрощенными креслами в салоне, однако автору не известно ни об одной фактически изготовленной в Голицыно машине данной модели.
CKD-сборка Лидеров велась только в 1994-1995 гг., а Витязей собирали до 2000-го, но с перерывом на 1997 и 1998 годы, когда у завода не было ни заказов, ни действующего ОТТС на эти машины. При этом сваренные, но совершенно «голые» кузова годами дожидались покупателей в цехе. В общей сложности по технологии CKD было выпущено, судя по всему, 72 автобуса серии О303.
Вскоре построили и второй экземпляр «гармошки». ПТС этим машинам выдали в 1995 году, после прохождения сертификации. Соответственно, по документам они стали на год моложе. В апреле 1995-го институт НАМИ официально закрепил за голицынскими «гармошками» отраслевой индекс 6226, а в августе завершилось оформление одобрения типа, что позволило начать отгрузку автобусов АКА-6226 потребителям. По VIN-коду все «гармошки» маркировались как XTF405001, где цифры 405001 означали применение шасси Mercedes-Benz O405G.
Полноценное серийное производство «гармошек» началось в 1996 году: тогда завод выиграл тендеры Международного банка реконструкции и развития на поставку сочлененных автобусов в Омск, Самару и Череповец. Но развитие перспективного проекта подорвал дефолт 1998 года: производство замерло на 168 кузове, и невыполнение контрактных обязательств потянуло завод к банкротству.
Тут стоит снова сделать шаг назад и рассказать об одиночных автобусах на шасси Mercedes-Benz O405. Первые два образца таких машин, названных АКА-5225, были построены для сертификации в конце 1996 года. Одобрение типа транспортного средства на них завод получил в январе 1997-го. Пять модификаций, различающихся вместимостью, несли индексы 5225 (36/100 мест), 52251 (33/109), 52252 (31/107), 52253 (29/112) и 52254 (27/110). До конца 1997 года на заводе собрали еще 4 машины, а в 1998-м началось полноценное серийное производство.
Из кризиса, завершившегося сменой собственника (ОАО ХК «ГолАЗ» вошло в состав ходлинга «РусПромАвто» в сентябре 2000 года), завод выходил с помощью бюджетных моделей на шасси ЗИЛ и Avia, о которых будет рассказано во второй части статьи. А этот раздел нужно завершить, рассказав о дальнейшей судьбе «почти Мерседесов». Дело в том, что с 1999 года на ГолАЗе оставался задел кузовов автобусов АКА-5225, АКА-52251 и АКА-6226. Логичным шагом было превратить их в комплектные автобусы и реализовать, что и было сделано под крылом нового собственника, когда у завода вновь появились достаточные оборотные средства. В декабре 2000 года ГолАЗ получил новое одобрение типа и отгрузил покупателю первый пост-кризисный автобус АКА-5225, дособрав кузов №60. А с 2001 года «гармошки» и «одиночки» уже стали отгружаться с завода партиями.
Производство «гармошек» АКА-6226 завершилось в 2002 году, а «одиночки» АКА-52251 собирали до 2003-го. Сколько же всего сделали автобусов этих семейств? Максимальный известный номер кузова «гармошки» – 175, и эту цифру вполне можно принять за общий итог по автобусам АКА-6226 (учитывая, правда, что один из кузовов послужил основой для строительства в Москве троллейбуса МТБ-1, который так никогда и не поехал своим ходом). А вот с «одиночками» ситуация сложнее, поскольку их нумерация кузовов прерывалась, и не все изготовленные и промаркированные кузова в итоге стали комплектными автобусами. Например, диапазон кузовов от 099 до 148 был отведен при сертификации в 2001 году под городские АКА-5225, ни один из которых впоследствии не был изготовлен. А автобусы АКА-52251, которые изготавливались в 2002–2003 годах, получили номера кузовов со 149 по 168. Но можно с уверенностью говорить, что «одиночек» сделали не менее 110 штук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий