Такое гордое неофициальное название раньше имела эта небольшая станция между Петербургом и Москвой. А сейчас об этом напоминает только находящийся здесь единственный в России железнодорожный храм, построенный Константином Тоном - автором храма Христа Спасителя в
Москве и могила первого министра путей сообщения - Павла Петровича Мельникова. В наше время большинство путешественников, к сожалению, проезжают её мимо, а раньше про эту станцию даже писали! Например, Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву" и Валентин Пикуль. Речь идёт о небольшом городе Любань в Ленинградской области.
Павел Петрович Мельников родился 22 июля (3 августа) 1804 года в Москве. Кем были его родители, точно не неизвестно, но сам Мельников писал, что он “из дворян, крестьян не имеет”. Павел учился сначала в Московском благородном пансионе Василия Кряжева, затем - в Военно-строительной школе при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Как лучший ученик после окончания школы прапорщик Мельников был зачислен сразу на третий курс института. В институте Мельников тоже был первым по успехам и его имя даже было занесено на мраморную доску почета в актовом зале. Потом он остался преподавать в родном институте, а профессорское звание получил уже в 29 лет.
В 1833 году Мельников как профессор института вошел в состав Петербургского комитета строений и гидравлических работ, в котором работали в то время известные архитекторы: Росси, Стасов, Тон и Михайлов.
За время своей работы в комитете Мельников спроектирован и построил шестикилометровую предохранительную дамбу в Даугавпилсе, возглавлял строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге вместо металлического купола, сорванного вихрем и сброшенного на землю. Кстати, новый купол собора, сохранившийся до настоящего времени, был в то время вторым по величине деревянным куполом в Европе. После реализации этого проекта Мельников как ученый и инженер получил широкую известность в Петербурге.
Но главным делом всей жизни Мельникова была постройка первых железных дорог. В то врем Россия была лишь шестой страной в мире, начавшей их сооружение. И Мельников проводил научные исследования в области экономической эффективности и технической возможности строительства железных дорог. Именно он поддержал идею чешского инженера Герстнера построить железнодорожную линию Петербург – Царское Село – Павловск. В 1837 году эта железная дорога была сдана в эксплуатацию. Вот что об этом событии писал Валентин Пикуль в очерке "Проезжая мимо Любани":
1837 год – год смерти Пушкина стал датой зарождения на Руси железнодорожного транспорта. Институт путей сообщения уже существовал, выпуская для нужд государства знающих офицеров-путейцев. Они занимались прокладкой шоссе или каналов, о паровой же тяге судили по книге своего профессора П. П. Мельникова. В столице нудно и долго заседали многоречивые комитеты, судившие, выгодно или убыточно заведение железных дорог, пока не последовало решение свыше… Главноуправляющий путями сообщений, граф Карл Толь, герой 1812 года, вызвал к себе двух инженеров-полковников, которые считались в обществе большими друзьями.
– Господа! – сказал им Толь. – Императору надоела болтовня выживших из ума стариков сенаторов, и во исполнение его высочайшей воли мне ведено послать вас в Америку, где железные дороги строят быстрее и длиннее, нежели в Англии.
Николай Осипович Крафт заметно огорчился:
– Увы, я не знаю английского языка.
Павел Петрович Мельников засмеялся:
– Не велика премудрость, научимся: “ай оу пыпл”…
– Нельзя ли ехать в Германию? – настаивал Крафт. – Там ведь тоже заводят железные дороги, а язык немецкий я знаю.
– Нельзя! – ответил граф Толь. – Германия не имеет климатических условий, схожих с русскими просторами, а климат Америки ближе всего к русскому… Итак, прощайте, господа!
И в начале 1837 года конференция Института инженеров путей сообщения командировала Мельникова сначала в Западную Европу, а в 1839 году - на 15 месяцев в Соединенные Штаты Америки для подробного знакомства с железными дорогами, заводами по производству паровозов и строительных машин и с крупными инженерными сооружениями. Результатом этих поездок стало уникальное научное исследование - технико-экономическое обоснование строительства Петербурго-Московской железной дороги.
Потом была организована Межведомственная комиссия для составления предварительного проекта магистрали. В составе комиссии работали Мельников и Крафт, главные исполнители задания комиссии. А 1 февраля 1842 года был объявлен Указ Николая I о строительстве железной дороги, в соответствии с которым Мельников был назначен начальником Северной дирекции (Петербург–Бологое), а Крафт – начальником Южной дирекции (Бологое–Москва) строительства магистрали.
От проекта до ввода в действие железной дороги Петербург – Москва прошло всего восемь лет!
Павел Петрович не только руководил строительством дороги, но был его непосредственным участником. Случалось, что в первых поездках на новой линии от Петербурга к Москве Мельников самом водил паровоз по 14-18 часов подряд. Также он вникал и во все подробности проектирования и строительства вокзалов и производственных сооружений, хотя эта сторона деятельности была по распоряжению царя отдана архитекторам.
Вклад Павла Петровича Мельникова в строительство железных дорог огромен! Он организовал ряд экспедиций для изыскательских работ по постройке новых железных дорог, и в 1860-е годы представил Правительству план, по которому намечалось сооружение в России железнодорожных линий общей протяженностью 7117 километров. За этот труд Мельников был награжден орденом Святого Владимира второй степени.
В 1862 году Мельников был назначен исполняющим обязанности, а в 1863 году – главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. В 1865 году ведомство было преобразовано в министерство, и Мельников стал первым министром путей сообщения.
За то время, когда Мельников был министром (с 1862 по 1869 годы), в России было построено около 4700 км железных дорог. По его же инициативе на многих заводах начали делать паровозы, вагоны, рельсы и другое оборудование для транспорта. Также Мельников принял участие в создании Коломенского паровозостроительного завода. А незадолго до этого под его руководством был построен новый Ладожский канал, соединивший Неву через Ладогу с Волховом. А ещё Мельников совместно с инженерами Д.И. Журавским и А.С. Рахневским работали над перестройкой шпиля на соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, когда деревянные конструкции были заменены металлическими в виде восьмигранной усеченной правильной пирамиды, связанной кольцами.
В 1868 году Мельников учредил первое в России железнодорожное училище в городе Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов.
В том же 1868 году магистраль Петербург – Москва продали частному Главному обществу российских железных дорог. Мельников очень остро переживал этот факт и выступал против передачи железных дорог в частные руки. Но 20 апреля 1869 года Мельников был уволен от должности министра ( правда, одновременно он был произведён в инженер-генералы и оставлен членом Государственного совета и Комитета железных дорог).
Вот что об этом пишет В. Пикуль:
А ещё Мельников решил увековечить титанический труд строителей Петербурго-Московской железной дороги постройкой церкви-памятника в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Любани.
При входе в церковь была установлена мемориальная доска, на которой были выбиты даты начала и окончания строительства церкви и имена инженеров, принимавших участие в постройке дороги, всего 79 человек.
Умер Мельников в 1880 году, в день своего рождения. У него не осталось ни жены, ни детей. Правда (интересный факт!) осталась племянница Варвара, которая через три года после кончины Павла Петровича вышла замуж за Григория Александровича Пушкина, сына поэта. А венчались они в той церкви, где Пётр Первый крестил Ибрагима Ганнибала,прадеда поэта. Но это уже совсем другая история.
Павел Петрович Мельников был похоронен под алтарем любанской церкви, как он и хотел.
Возле церкви был похоронен и третий начальник Николаевской железной дороги Аполлон Алексеевич Серебряков, который тоже долгое время проживал в Любани. Там же похоронены его жена Юлия, сын Владимир и дочь Надежда.
После 1917 года церковь закрыли, превратив её в склад. В подвале хранили картошку, насыпая её прямо на могилу Мельникова. По воспоминаниям местных жителей, в конце 30-х годов здание использовалось в качестве тира: здесь школьников учили стрелять из винтовки. В декабре 1937 года настоятель храма протоиерей Пётр Ильиногорский и второй священник отец Косьма Евдокимов были расстреляны в Ленинграде. После казни любанского духовенства церковь была закрыта как «бесхозная» и разграблена, а кладбище при ней с могилами инженеров-путейцев и священнослужителей разорено.
Только в 1989 году то, что осталось от храма, было возвращено церкви. А местные жители вернули в храм спрятанные по домам иконы. Главной иконой церкви считается икона Тихвинской Божьей Матери.
В честь 200-летия Павла Петровича Мельникова 1 августа 2003 года на площади трех вокзалов в Москве состоялось торжественное открытие ещё одного памятника ему работы скульптора Салавата Щербакова.
Так что, если будете проезжать станцию Любань, вспомните про Павла Петровича Мельникова и про историю строительства железной дороги между Петербургом и Москвой, тем более на вокзале установлены памятные стенды, рассказывающие об этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий