К городам, возобновляющим обновление троллейбусного парка, присоединяется Брянск. Первая за восемь лет закупка новой техники позволит заменить треть троллейбусов. Но на этом в городе останавливаться не намерены: за два года хотят полностью реконструировать инфраструктуру электротранспорта и реформировать маршрутную сеть.
От «маршруток» — к удобному общественному транспорту
Планы Брянской городской администрации приступить к масштабному обновлению троллейбусного хозяйства города были озвучены 18 ноября прошлого года на выставке-форуме «Транспорт в России», прошедшей в московском Гостином дворе. С докладом на тему «Реформирование системы общественного транспорта, развитие и модернизация электрического транспорта» на круглом столе «Общественный пассажирский транспорт: интеллектуальная трансформация, организационная реформа» выступил начальник отдела по транспорту Брянской городской администрации Игорь Чубчиков.
Город Брянск с населением около 418 тыс. жителей административно разделён на четыре района: центральный Советский и периферийные Володарский, Фокинский и Бежицкий. Несмотря на то, что в городе работает два муниципальных транспортных предприятия (МУ «Брянское троллейбусное управление» (МУП БТУ) и МУП «Брянское городское ПАТП» (МУП БГПАТП)), львиную долю перевозок долгое время выполняли маршрутные такси. В 2018 году на один автобус большого класса приходилось более семи маршрутных такси, «маршрутки» составляли 88% от парка подвижного состава, выполняя более 80% объёма перевозок.
В 2016 году в целях оптимизации расходов МУП БТУ было законсервировано одно из двух троллейбусных депо города, а в 2019 года территория была отдана муниципальной дорожной организации.
Улучшение качества пассажирских перевозок в Брянске начали проводить постепенно. Благодаря поддержке Губернатора Брянской области в 2018-2021 гг. приобрели для МУП БГПАТП 260 автобусов среднего и большого класса на общую сумму 1,7 млрд руб. региональных бюджетных средств.
В 2019 году в Брянске внедрили электронную систему оплаты проезда, при этом основным желанием городской администрации было не столько улучшить условия проезда пассажиров, а подсчитать пассажиропоток, особенно льготных категорий.
В 2020 году пошли ещё дальше: внедрили систему оплаты проезда с технологией Social ID. В городе полностью избавились от транспортных карт и начали записывать льготы напрямую на банковскую карту платёжной системы МИР, что сделало вопрос использования льгот ещё более прозрачным.
Подтянув технологическое обеспечение перевозок и обновив подвижной состав, можно было начать заниматься более трудоёмкими вопросами. В первую очередь — оптимизацией маршрутной сети, сокращением дублирующих маршрутов по нерегулируемым тарифам и переводом всей системы на контрактную основу.
Оптимизация пассажирских перевозок — это не только обновление транспорта и введение электронной системы оплаты проезда. Это огромный комплекс мероприятий, связанных и с организацией парковочного пространства, и с выделением полос для движения общественного транспорта, и внедрения интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В 2020 году для Брянской городской агломерации ФАУ «РОСДОРНИИ» были разработаны стратегические документы транспортного планирования: ПКРТИ, КСОТ, КСОДД и общественного транспорта.
Требования 220-ФЗ не позволяют прекратить действие свидетельств на право осуществления пассажирских перевозок в произвольный момент времени. Поэтому для реформирования маршрутной сети приходится ждать окончания сроков действия, замена старых маршрутов новыми будет поэтапно вестись в 2021-2025 гг. В 2021 году подписаны документы об отмене 30 дублирующих городских маршрутов.
Обновить всю троллейбусную сеть за два года? Способ есть!
Последние новые троллейбусы в Брянске получали в 2014 году: тогда парк МУП «БТУ» пополнили три Тролза-5275.03 «Оптима». За последнее десятилетие выпуск подвижного состава снизился более чем вдвое. Если в 2010 году на маршрутах работало 130 троллейбусов, в 2013 году их было уже 115, в 2016 году — 90, в 2019 — 85, в 2020 — 70, а в 2021 — всего 60 машин.
Электротранспорт Брянска, по мере старения парка, растерял и пассажиропоток, чему способствовало и высокое дублирование маршрутной сети. Если в 2010 году троллейбусами перевозилось 35,3 млн пассажиров в год, то в 2013 — уже 20,3 млн пассажиров, в 2016 — 16,8 млн пассажиров, в 2019 — 8,3 млн пассажиров, в «ковидном» 2020 — 4,3 млн пассажиров, а в 2021 — 4,5 млн пассажиров.
Но администрация Брянска не торопилась протягивать руку помощи Брянскому троллейбусу, хотя и следила за тем, чтобы тот оставался «на плаву». Было понятно, что муниципальному транспорту необходимо возвращать контрольный пакет транспортной работы в городе. Но по первозачальным затратам более быстрым и действенным способом было наводнить город новыми автобусами. Тем более что проблема вывоза пассажиров из новых микрорайонов и отдалённых уголков города, где троллейбусного сообщения не было никогда, стояла наиболее остро.
Инфраструктура Брянского троллейбуса по состоянию на ноябрь 2021 года насчитывала 11 тяговых подстанций, 73 км кабельной сети, 147 км контактной сети, 3930 опор. Территория единственного депо имеет площадь 35,1 тыс. кв. м. В инвентаре МУП БТУ 93 троллейбуса и 15 единиц спецтехники.
Износ троллейбусного парка достиг уровня 97%, средний возраст троллейбусов приблизился к 20-летней отметке. С учётом обновления автобусного парка города, в таких условиях директивно монополизировать какой-то участок маршрутной сети для троллейбуса — это просто обречь его пассажиров на наихудшие условия проезда. Не менее нуждающейся в обновлении является и инфраструктура: контактная и кабельная сети, опоры и тяговые подстанции. Многие из объектов не ремонтировались капитально около 40 лет.
Чуть больше года назад брянский троллейбус находился на грани выживания. Но федеральные инициативы по предоставлению бюджетного кредитования для инфраструктурных проектов предоставили шанс, которым в Брянской области воспользовались для обновления троллейбусной системы. 7 октября прошлого года протоколом заседания Президиума правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации № 50 инфраструктурный проект «Реконструкция и модернизация объекта транспортной инфраструктуры» был одобрен.
Проект общей стоимостью 4,0021 млрд руб. планируется реализовать за два года – 2022-2023 гг. В результате Брянск получит существенную модернизацию электрического транспорта в Брянске.
Для одобрения инфраструктурного проекта необходимо было выполнить два основных требования: привлечение внебюджетных источников на сумму, превышающую инфраструктурный бюджетный кредит и повышение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона.
Инвестором смогло выступить само МУП БТУ, обязавшись в 2022-2023 гг. обновить подвижной состав и закупить по лизинговой схеме 69 троллейбусов (56 с системой аварийного хода и 13 с системой увеличенного автономного хода) на сумму 2,0034 млрд руб.
Поступления в бюджет планируется увеличить за счёт перевода работы общественного транспорта Брянска, в первую очередь троллейбусов, на систему брутто-контрактов с 2022 года. Большая часть инфраструктурного бюджетного кредита суммой 1,9987 млрд руб. — 1,19576 млрд руб. — будет потрачена на модернизацию энергохозяйства (тяговые подстанции, опоры, контактную сеть, кабельные сети), 100 млн руб. уйдёт на проектно-сметную дкументацию, 62,05 млн руб. — на модернизацию автогаражей, а 10,89 млн руб. — на модернизацию депо, часть — на подержизацию хозяйства депо, 10 млн руб. — на модернизацию остановочных пунктов (в том числе оснащение элетронными табло с расписаниями), а также приобретение 31 троллейбуса на сумму 620 млн руб. Всего планируется приобрести 100 троллейбусов для муниципального предпрития, что позволит полностью обновить парк.
Под обновлённый троллейбусный парк уже сформирована новая маршрутная сеть для троллейбусов. Предполагается, что в результате всех изменений в городе останутся работать восемь троллейбусных маршрутов, но каждый из них с невысокими интервалами движения:
Общий выпуск на линию должен увеличиться с нынешних 60 до 90 машин за счёт обновления парка подвижного состава и повышения коэффициента технической готовности. Маршрут № 14 должен обслуживаться троллейбусами с увеличенным автономным ходом.
Средства на субсидирование работы горэлектротранспорта планируется в ближайшие два года заметно увеличить. Если в 2021 году выделяли 100 млн руб., то на 2022 год запланировали 370 млн руб., а на 2023 год — около 600 млн руб.
Электротранспорт Брянска, по мере старения парка, растерял и пассажиропоток, чему способствовало и высокое дублирование маршрутной сети. Если в 2010 году троллейбусами перевозилось 35,3 млн пассажиров в год, то в 2013 — уже 20,3 млн пассажиров, в 2016 — 16,8 млн пассажиров, в 2019 — 8,3 млн пассажиров, в «ковидном» 2020 — 4,3 млн пассажиров, а в 2021 — 4,5 млн пассажиров.
Но администрация Брянска не торопилась протягивать руку помощи Брянскому троллейбусу, хотя и следила за тем, чтобы тот оставался «на плаву». Было понятно, что муниципальному транспорту необходимо возвращать контрольный пакет транспортной работы в городе. Но по первозачальным затратам более быстрым и действенным способом было наводнить город новыми автобусами. Тем более что проблема вывоза пассажиров из новых микрорайонов и отдалённых уголков города, где троллейбусного сообщения не было никогда, стояла наиболее остро.
Инфраструктура Брянского троллейбуса по состоянию на ноябрь 2021 года насчитывала 11 тяговых подстанций, 73 км кабельной сети, 147 км контактной сети, 3930 опор. Территория единственного депо имеет площадь 35,1 тыс. кв. м. В инвентаре МУП БТУ 93 троллейбуса и 15 единиц спецтехники.
Износ троллейбусного парка достиг уровня 97%, средний возраст троллейбусов приблизился к 20-летней отметке. С учётом обновления автобусного парка города, в таких условиях директивно монополизировать какой-то участок маршрутной сети для троллейбуса — это просто обречь его пассажиров на наихудшие условия проезда. Не менее нуждающейся в обновлении является и инфраструктура: контактная и кабельная сети, опоры и тяговые подстанции. Многие из объектов не ремонтировались капитально около 40 лет.
Чуть больше года назад брянский троллейбус находился на грани выживания. Но федеральные инициативы по предоставлению бюджетного кредитования для инфраструктурных проектов предоставили шанс, которым в Брянской области воспользовались для обновления троллейбусной системы. 7 октября прошлого года протоколом заседания Президиума правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации № 50 инфраструктурный проект «Реконструкция и модернизация объекта транспортной инфраструктуры» был одобрен.
Проект общей стоимостью 4,0021 млрд руб. планируется реализовать за два года – 2022-2023 гг. В результате Брянск получит существенную модернизацию электрического транспорта в Брянске.
Для одобрения инфраструктурного проекта необходимо было выполнить два основных требования: привлечение внебюджетных источников на сумму, превышающую инфраструктурный бюджетный кредит и повышение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона.
Инвестором смогло выступить само МУП БТУ, обязавшись в 2022-2023 гг. обновить подвижной состав и закупить по лизинговой схеме 69 троллейбусов (56 с системой аварийного хода и 13 с системой увеличенного автономного хода) на сумму 2,0034 млрд руб.
Поступления в бюджет планируется увеличить за счёт перевода работы общественного транспорта Брянска, в первую очередь троллейбусов, на систему брутто-контрактов с 2022 года. Большая часть инфраструктурного бюджетного кредита суммой 1,9987 млрд руб. — 1,19576 млрд руб. — будет потрачена на модернизацию энергохозяйства (тяговые подстанции, опоры, контактную сеть, кабельные сети), 100 млн руб. уйдёт на проектно-сметную дкументацию, 62,05 млн руб. — на модернизацию автогаражей, а 10,89 млн руб. — на модернизацию депо, часть — на подержизацию хозяйства депо, 10 млн руб. — на модернизацию остановочных пунктов (в том числе оснащение элетронными табло с расписаниями), а также приобретение 31 троллейбуса на сумму 620 млн руб. Всего планируется приобрести 100 троллейбусов для муниципального предпрития, что позволит полностью обновить парк.
Под обновлённый троллейбусный парк уже сформирована новая маршрутная сеть для троллейбусов. Предполагается, что в результате всех изменений в городе останутся работать восемь троллейбусных маршрутов, но каждый из них с невысокими интервалами движения:
- № 1 «бульв. Щорса — Телецентр» (10 троллейбусов)»;
- № 2 «Мясокомбинат — Набережная» (12 троллейбусов)»;
- № 4 «Юрфак БГУ — Телецентр» (10 троллейбусов)»;
- № 6 «10-й микрорайон — бульв. Щорса» (20 троллейбусов)»;
- № 8 «Мясокомбинат — Телецентр» (10 троллейбусов)»;
- № 9 «Камвольный комбинат — 10-й микрорайон» (9 троллейбусов)»;
- № 11 «Камвольный комбинат — 10-й микрорайон» (9 троллейбусов)»;
- № 14 «Юрфак БГУ — Флотская ул.» (10 троллейбусов)».
Общий выпуск на линию должен увеличиться с нынешних 60 до 90 машин за счёт обновления парка подвижного состава и повышения коэффициента технической готовности. Маршрут № 14 должен обслуживаться троллейбусами с увеличенным автономным ходом.
Средства на субсидирование работы горэлектротранспорта планируется в ближайшие два года заметно увеличить. Если в 2021 году выделяли 100 млн руб., то на 2022 год запланировали 370 млн руб., а на 2023 год — около 600 млн руб.
Время новых троллейбусов пришло
Первые новые троллейбусы должны появиться в Брянске уже в ближайшие месяцы. 21 февраля Брянская городская администрация объявила электронный аукцион на поставку троллейбусов с начальной ценой 626,2626 млн руб. (из расчёта 20,202 млн руб. за одну машину). Подача заявок ведётся до 10 марта, а к 14 марта планируется подвести итоги закупки.
Финансирование закупки будет выполняться из средств городского бюджета Брянска, полученного за счёт бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов.
Победитель торгов должен до 31 июля этого года доставить в МУП БТУ 31 полностью низкопольный троллейбус большого класса длиной не более 13,5 м с «аварийным» автономным ходом не менее 150 м.
В салоне, имеющем 22-31 место для сидения при общей вместимостью 90-100 пассажиров, должны присутствовать система климат-контроля и не менее четырёх модулей зарядных устройств с USB-разъёмами. Для пассажиров-инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, в каждом троллейбусе должны быть предусмотрены как минимум одно специализированное место, а также откидная аппарель. В салоне одно место должно быть предусмотрено для кондуктора. Три двустворчатые двери каждого троллейбуса должны иметь функцию адресного открытия их пассажирами.
Для аудио- и видеоинформирования пассажиров в троллейбусах заказчик запросил наличие автоматической электронной системы распознавания остановок и информирования пассажиров с выводом информации на маршрутоуказатели и информационные табло в салоне троллейбуса (бегущая строка, монитор), а также речевым информированием в салоне троллейбуса. Все троллейбусы должны быть выполнены в одной цветовой гамме, однако техническим заданием она явным образом не регламентирована.
С 11 января этого года в Брянске стоимость проезда в муниципальном транспорте равна 25 руб. при оплате наличными и 22 руб. при безналичной оплате. В этом году закупку новых троллейбусов объявили в давно не проявлявших активности в обновлении подвижного состава Волгограде, Петрозаводске и Ярославле.
Финансирование закупки будет выполняться из средств городского бюджета Брянска, полученного за счёт бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов.
Победитель торгов должен до 31 июля этого года доставить в МУП БТУ 31 полностью низкопольный троллейбус большого класса длиной не более 13,5 м с «аварийным» автономным ходом не менее 150 м.
В салоне, имеющем 22-31 место для сидения при общей вместимостью 90-100 пассажиров, должны присутствовать система климат-контроля и не менее четырёх модулей зарядных устройств с USB-разъёмами. Для пассажиров-инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, в каждом троллейбусе должны быть предусмотрены как минимум одно специализированное место, а также откидная аппарель. В салоне одно место должно быть предусмотрено для кондуктора. Три двустворчатые двери каждого троллейбуса должны иметь функцию адресного открытия их пассажирами.
Для аудио- и видеоинформирования пассажиров в троллейбусах заказчик запросил наличие автоматической электронной системы распознавания остановок и информирования пассажиров с выводом информации на маршрутоуказатели и информационные табло в салоне троллейбуса (бегущая строка, монитор), а также речевым информированием в салоне троллейбуса. Все троллейбусы должны быть выполнены в одной цветовой гамме, однако техническим заданием она явным образом не регламентирована.
С 11 января этого года в Брянске стоимость проезда в муниципальном транспорте равна 25 руб. при оплате наличными и 22 руб. при безналичной оплате. В этом году закупку новых троллейбусов объявили в давно не проявлявших активности в обновлении подвижного состава Волгограде, Петрозаводске и Ярославле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий