суббота, 28 мая 2022 г.

Курску, Липецку и Ярославлю помогут с модернизацией электротранспорта


Программы модернизации городского электротранспорта одобрены правительством России в 10 городах страны на заседании комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Общая стоимость проектов оценивается в 231 миллиард рублей и предполагает замену трамвайных путей, обновление вагонов, а также приобретение электробусов, которые регионы пока не в состоянии позволить себе за счет казны, и создание необходимой инфраструктуры для них: строительство зарядных станций и организацию единого центра управления транспортной системой. В Центральном федеральном округе позитивные перемены ожидаются в Курске, Липецке и Ярославле.

Убрать нельзя, оставить

Равнодушных в курскому трамваю не осталось ни в самом областном центре, ни в агломерации. Экологически безопасный транспорт, несмотря на старенькие скрипящие вагоны, популярен у курян и гостей города: едет без пробок и атмосфере не вредит. Изношенная инфраструктура и подвижной состав, конечно, сотни раз становились поводом и для возмущения, и для сожаления: обновлять все это слишком дорого даже для растущего последние годы курского областного бюджета. Некоторое время назад в столице Соловьиного края даже прозвучало резкое предложение - убрать трамвай из города насовсем. И встретило не менее резкое - оставить. Тогда под натиском сторонников трамвая, но уже современного, быстрого, удобного и комфортного для горожан, региональные чиновники стали искать выход из сложившейся ситуации с электротранспортом в целом. По Курску все еще курсируют троллейбусы, и пассажиры предпочитают их просторные салоны и тихий ровный ход душным маршруткам, обгоняющим друг друга.

Поэтому Курская область стала первым регионом страны, откуда была подана заявка на инфраструктурный бюджетный кредит на обновление существующей трамвайной системы, а также создание совершенно новой - электробусной. Несколько недель назад первый замглавы региона Алексей Смирнов представил программу модернизации электротранспорта на совещании с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Григоренко. В частности, предполагалась закупка 22 новых низкопольных односекционных трамваев, реконструкция свыше 42 километров путей, модернизация трамвайного депо и десятка тяговых подстанций. Помимо этого планируется закупить для Курска 10 электробусов и установить четыре зарядные станции для них.

- Таким образом, мы не просто сохраняем, но и развиваем электротранспорт в Курске. Мировой опыт показал эффективность и экологическую безопасность этого вида транспорта. Мы также понимаем его востребованность у жителей города при условии корректировки маршрутов. При этом к 2025 году 90 процентов троллейбусов и 100 процентов трамваев превысят нормативный срок службы, износ инфраструктуры достигнет критического объема - 100 процентов, - отметил Алексей Смирнов. - Поддержка нашей инициативы правительством страны, партнерство с инвестором помогут привлечь ресурсы не просто для сохранения трамвайного движения, а для комплексного развития электротранспорта в соответствии со всеми современными стандартами.

Переговоры с потенциальным концессионером - компанией "Группа Мовиста" - уже прошли. Как отметили в администрации региона, основные технические и экономические параметры соглашения уже известны, кроме того, участие в финансировании еще раньше подтвердила Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".

Помимо этого решены и юридические вопросы. Так, все имущество городского электротранспорта передано из муниципалитета в региональную собственность. Ранее в администрации региона планировали, что завершат реконструкцию трамвайных путей и запуск обновленной системы к концу 2024 года. На эти цели предполагалось финансирование в сумме 12 миллиардов рублей. Однако как изменятся условия реализации программы теперь, пока не сообщается.

Липецкие корректировки

В Липецке, где на развитие трамвайной сети изначально были намерены направить 10,8 миллиарда рублей и именно эту цифру региональные чиновники заявляли в федеральные структуры, уже отметили: эта сумма может измениться.

На профильном совещании глава региона Игорь Артамонов сообщил о том, что заявку на финансирование замены трамвайных путей, закупки вагонов, создание единого центра мониторинга и управления транспортной системой подавали и просчитывали еще в феврале. С тех пор цены значительно изменились.

- Сейчас все позиции уточняются и пересчитываются, - отметил глава Липецкой области. - Дал поручение оперативно актуализировать документы и направить в комиссию правительства России. Если решение по заявке будет положительным, приступим к заключению концессионного соглашения и разработке проекта реконструкции. После этого правительство может открыть финансирование, которое позволит начать строительно-монтажные работы. Знаю, что многие в городе ждут обновления трамваев. Это экологически чистый транспорт, очень нужный Липецку. Проект сложный, затратный - по времени и по средствам.

Какая структура станет концессионером в Липецке, пока неизвестно. В администрации отметили, что в качестве потенциальных партнеров рассматриваются и ООО "Мовиста-регионы", и ООО "Синара - Городские транспортные решения". Вместе с липчанами специалисты этих компаний прорабатывают финансовые модели проектов.

Помимо затрат на обновление всей системы пассажирского электротранспорта в Липецке, где уже успели отказаться от троллейбусов, здесь подчеркивают важность расчетов и пассажиропотока, и стоимости проезда. Игорь Артамонов отмечает, что бюджетные риски на будущее важно просчитать уже сейчас.

Окончательные параметры программы определят к концу июня. Тогда же и намерены подготовить концессионное соглашение, после чего начнут разрабатывать проект реконструкции трамвайной инфраструктуры.

Пути перемен

В Ярославле трамваем горожане пользуются уже более 120 лет - с декабря 1900 года - и очень им дорожат.

Как рассказали в мэрии Ярославля, в 1897 году тогдашний городской голова Иван Вахромеев заключил с бельгийским акционерным обществом договор на строительство городской железной дороги на электротяге. Вскоре город получил сразу пять трамвайных линий и городскую электростанцию. Новый вид транспорта очень быстро набрал популярность. В первый год работы билет на трамвай стоил шесть копеек в вагонах первого класса и четыре копейки - в вагонах второго класса. На пяти разных маршрутах курсировало 19 вагонов фирмы "Валькер".



Причем трамвайное движение в Ярославле не прерывалось даже в годы Великой Отечественной войны. Использовались все имевшиеся на тот момент маршрутные линии. Активно трамвай задействовали для перевозки грузов, в первую очередь - продовольствия и торфа. Работали санитарные трамваи, доставлявшие эвакуированных и раненых со станции Всполье в больницы и госпитали города.

Сегодня в реестре городского электрического общественного транспорта значится пять трамвайных маршрутов (действующих - четыре) с протяженностью трамвайных путей 45,3 километра. В часы пик на них выходят 44 трамвайных вагона.

- Трамвай - знаковый транспорт для ярославцев, с большой историей, экологически чистый, стабильно и четко работающий по расписанию и, самое главное, вместительный. Это все те преимущества, благодаря которым жители пользуются данным видом транспорта, - говорит начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский.

Однако, несмотря на все достоинства, ярославскому трамваю уже давно необходимы и обновление подвижного состава, и ремонт трамвайных путей. Например, с прошлого года эксплуатируется с ограничениями трамвайный путепровод на проспекте Октября: во время его обследования было обнаружено коррозионное отслоение бетона стоек одной из опор, то есть сооружению требуется капитальный ремонт. А пока скорость трамваев здесь ограничена 20 километрами, и находиться на мосту сразу двум вагонам просто запрещено. Да и сами вагоны, если взять за основу их паспортные данные, все изношены на сто процентов.

- Они уже полностью проамортизированы, - объясняет Сергей Волканевский. - Другое дело, что эксплуатационные характеристики позволяют долго их использовать. То есть они постоянно обновляются, ремонтируются.

Программа комплексного развития городского электрического общественного транспорта, участником которой стал Ярославль, должна помочь все эти проблемы решить. Среди ее "ярославских" пунктов - реконструкция трамвайных путей, путепроводов, тяговых подстанций, трамвайного депо, строительство новых трамвайных путей, закупка односекционных трамваев.

- Это очень важная история для Ярославля, - подчеркнул врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев. - Общая наша заявка была 18,5 миллиарда рублей. Нам одобрили инвестиционный бюджетный кредит на сумму 5,6 миллиарда под три процента годовых.

Кроме того, средства - около 1,4 миллиарда рублей - должен вложить частный инвестор, кредит в 4,5 миллиарда выделит Фонд национального благосостояния и еще чуть более семи миллиардов - ВЭБ. Срок реализации проекта - 2023-2025 годы.

- В этом году проект будет складываться, все будет подсчитано, нужно приступить к разработке проектно-сметной документации, провести переговоры, заключить соответствующие соглашения, а реализация начнется в следующем году, - поделился планами глава области.

По его словам, деньги предоставляются на 25 лет. И на них необходимо "обновить и подвижной состав, и все электросетевое хозяйство, и пути".



Комментариев нет:

Отправить комментарий