понедельник, 27 октября 2014 г.

Всё метро мира: Осло

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Сегодняшняя столица Норвегии Осло, в котором проживает около 500.000 жителей, один из древнейших городов Скандинавии. Первые поселения возле небольшой бухты здешнего фьорда появились больше 1000 лет назад. После пожара 1624 года, который полностью разрушил город, датскому королю Кристиану IV удалось восстановить его заново из камня и кирпича. В свою честь король назвал город Кристиания. В 1814 году он стал столицей Норвегии, а в 1925 получил свое сегодняшнее название.

Возможно, кому-то Осло покажется небольшим (как для столицы) и даже провинциальным городом, но, тем не менее, посетить его стоит. Здесь можно побывать в огромном парке «Вигеланд», в котором расположен также музей скульптур под открытым небом. Именно в Осло можно увидеть знаменитый плот «Кон-тики» и посмотреть на экспонаты древних кораблей викингов. Здесь расположен «Норвежский музей Телекоммуникаций», в котором представлены экспонаты средств связи, начиная со времен Древней Греции и заканчивая новейшим электронным оборудованием. Посетители могут попробовать передать по телеграфу свое имя, познакомится с азбукой Морзе и т.д. Осло известен и как город, в котором уже больше сотни лет проходит вручение «Нобелевской премии мира».


Метрополитен в Осло открыт в 1929 году. Большинство станций было открыто с 1935 по 1951 годы, они представляли собой остановки пригородной железной дороги. В 1995 году была проведена реконструкция. У метрополитена Осло есть некоторые особенности: в центре города все его линии сходятся, а составы движутся по одним и тем же путям. На окраинах линии расходятся, тоннели заканчиваются, и вагоны «выныривают» на поверхность, превращаясь в пригородную электричку. Интервал движения различен: от 3 минут (в центре) до 15 минут (на окраинах). По выходным поезда отправляются с интервалом в полчаса. С конца 2006 года в метро Осло работают 6 линий, различающихся по номеру, цвету и названию. Подземные станции неглубокие, опускающиеся всего на несколько десятков ступеней под землю, эскалаторов нет. Поезда имеют 3–4 вагона, в основном красного цвета. Расстояния между станциями небольшие — 3–5 минут.



В центре напряжение подается через нижний контактный рельс, а на окраинах некоторые линии переходят на питание с пантографа. До того, как начался ремонт на западе города и пока не замкнули кольцо в центре - всего было 5 линий. С конца 2006 года линий - 6. До ремонта западные части линий 2 и 6 находились в пригородной зоне, и билеты туда стоили дороже, но сейчас все билеты стоят одинаково - 20 крон на поездку в любом направлении на любой линии (и даже включая наземный транспорт) в течение часа.


Метро в Осло (Tunnelbane или T-bane) развивалось из нескольких несвязанных транспортных систем, строительство которых было начато на рубеже XIX-XX веков. Это были и пригородные железные дороги, проходящие из центральной части Осло по разным берегам Осло-фьорда, и линии light rail / скоростного трамвая, и линии, которые с самого начала строились по стандартам метро. Эти линии не были объединены в общую сеть, на них использовался различный несовместимый подвижной состав, разное энергоснабжение (нижний и верхний токосъём), следы чего сохранились до наших дней. В 80-е годы XX века под центром города был построен центральный тоннель для всех линий метро, однако сквозное движение по нему стало возможным лишь в 90-е годы из-за несовместимости подвижного состава и сигнализации до этого времени. В 2006 году в дополнение к центральному тоннелю было построено несколько станций севернее, в результате чего получилось замкнутое кольцо.



Депо на 4-й линии (вид из окна поезда). На парковых путях видно два оранжевых вагона модели T1000, которые уже не используются.

Поезд из вагонов MX3000 на станции Rшa. Вид с надземного пешеходного перехода.

Голова поезда из вагонов модели T1300 на 1-й линии. Выглядит очень необычно: поезд выезжает из тоннеля, отключает токоприёмники от контактного рельса, поднимает пантограф и едет дальше как трамвай или электричка.

Интерьер ретро-вагонов T1300.

Интерьер вагона MX3000.


Вагон-пылесос в северной части 3-й линии.

Nationaltheatret. Станция расположена в центре города около национального театра, недалеко от королевского дворца.

Stortinget. Станция расположена в центре города около здания Парламента, по которому получила своё название. На станции - 4 пути, два из которых были конечными для восточных линий, пока линии не были объединены в общую систему метро.

Всего 3-4 километра от самого центра города - а выглядит так, как будто бы приехал в лесопарк. Пейзаж около станции Østhorn 3-й линии.

Вход на наземную станцию Tåsen. Никаких ограждений и турникетов.

На станциях метро Осло часто ведутся работы по реконструкции прямо во время работы, без закрытия движения.

Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель.

А бывает наоборот: пути перед станцией идут по поверхности, а сама станция находится под землёй (или под горой).

На окраинах Осло очень мало подземных станций. Станция Romsås (произносится "Румсос") на 5-й линии - одно из немногих исключений. Низ - натуральная гранитная скала, верх - никак не обработанный монолитный железобетон.

Пример станции с богатым путевым развитием - Brynseng. Здесь, в восточной части города, разветвляются линии 2/3 и 4. На станции 4 пути и 3 платформы (хотя, казалось бы, можно было обойтись только двумя островными платформами). Разветвление линий выполнено в разных уровнях.

Majorstuen (31.05.1898). Станция, где все западные линии сходятся вместе и уходят под землю в общий центральный тоннель. Эта станция больше похожа не на метро, а на старый железнодорожный вокзал с множеством ветвящихся путей (собственно, им она и являлась в первой половине XX века).

И, напоследок, то что здесь ходило, ну очень давно

оригинал