суббота, 22 ноября 2014 г.

"Уралвагонзавод" спроектирует трамваи для Петербурга


"Уралвагонзавод", прославившийся проектом "трамвая Дарта Вейдера", разработает эксклюзивные трамваи для Петербурга. Это позволит предприятию укрепить свои позиции на петербургском рынке, годовой объем которого стремится к 2 млрд рублей.

За ближайшие 15 лет в Петербурге собираются заменить 350 трамваев. Кроме того, планируется запуск новых трамвайных маршрутов, которые будут объединять город и область. Стоимость такой "трамвайной реновации" оценивается в сумму до 30 млрд рублей. Уже в следующем году объем трамвайного рынка может составить 2 млрд рублей.

На этом фоне уже сегодня все крупнейшие заводы разворачивают борьбу за место на столь заманчиво растущем рынке. Среди таких — "Трансмашхолдинг", "Кировский завод" и "Уралвагонзавод". При этом "Трансмашхолдинг" уже презентовал "ТрамРус", разработку трамвая специально для Петербурга совместно с французской ALSTOM Transport S.A. В результате компания получила возможность производить по несколько вагонов в месяц на Октябрьском электровагоноремонтном заводе.

Однако "Уралвагонзаводу" удалось потеснить конкурента. Завод решил сконцентрироваться на новых линиях, которые должны соединить город и область. Как стало известно dp.ru, на этой неделе ОАО "Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод" подпишет соглашение с АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти". Это соглашение о намерениях, но фактически оно означает, что предприятие будет проектировать современные трамваи специально для Петербурга, и скорее всего, затем само же будет собирать их и поставлять в город.

В дирекции подтвердили, что заключение соглашения запланировано на среду, и сообщили, что все детали станут известны во время подписания.

Поставлять трамваи в Петербург будет, скорее всего, "Уралтрансмаш", структура "Уралвагонзавода". В июле она прославилась свои проектом трамвая Russia One (R1), который в народе получил название "трамвая Дарта Вейдера". Однако, как известно dp.ru, в данном случае речь идет не о поставках этой модели, а о разработках эксклюзивного проекта для Петербурга.

Для "Уралвагонзавода" экспансия на петербургский рынок сейчас особенно актуальна: в условиях санкций завод приостановил сотрудничество с американской компанией Caterpillar и канадской фирмой Bombardier, с которыми планировался запуск совместного производства.

Однако масштабность трамвайного рынка в Петербурге остается под вопросом. Сегодня на закупку трамваев до 2020 года по программе развития транспорта предусмотрено менее 4 млрд рублей. При этом один новый трамвай стоит около 70 млн рублей. А значит, для закупки новых 350-400 трамваев в течение 15 лет, — как анонсировал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, — требуется около 30 млрд рублей до 2030 года. То есть 4 млрд рублей до 2020 года будет мало. Видимо, деньги собираются изыскать в бюджете позже. Но если город все-таки будет реализовывать столь масштабные планы, борьба за контракты обострится.

При этом обновить трамвайный парк Петербургу не удается уже почти два года. В 2013 году конкурс на поставку 20 трамваев за 1,3 млрд рублей не выполнил Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области. Затем у "ТрансМашГрупп" возникли проблемы с поставкой трамваев украинского завода "Электротранс".

Всего в Петербурге курсирует более 750 трамваев, половина из которых устарела. Так, около 65 трамваев уже сняты с производства, причем сняли их еще в 1988 году. Также 335 трамваев сняты с производства в 1997 году. Все эти составы производились на Петербургском трамвайно-механическом заводе (ПТМЗ), который недавно после банкротства и со скандалом продали на аукционе. Около 97% городских трамваев были сделаны на ПТМЗ, еще два десятка - на Усть-Катавском вагоностроительном заводае и несколько трамваев на минском заводе "Белкоммунмаш".