вторник, 11 ноября 2014 г.

Ещё о городских ЛиАЗах


Общественный транспорт, работающий на экологически чистом природном газе, при грамотном подходе можно позиционировать как альтернативу личному автотранспорту ещё и с точки зрения экологии: чем больше людей пересядут с личного автотранспорта на общественный, тем меньше будет вредных выбросов и тем чище будет воздух, которым мы дышим.

Великий Новгород в этом плане может гордиться тем, что если в Петербурге автобусы на природном газе — это пока что исключение (из-за того, что подходящая для них газозаправка в городе всего одна и находится она аж в Пушкине), то в нашем городе на природном газе работает подавляющее большинство автобусов. Да, да, это те самые бело-синие ЛиАЗ-5256/6212 c характерным белым горбом на крыше (именно там находятся баллоны со сжатым газовым топливом.


Проблема лишь в том, что практически все они арендованы у Ярославля через петербургскую компанию и, следовательно, не факт насколько долго задержатся в нашем городе. Некоторые из них до сих пор ездят по городу с ярославскими номерами (регион 76).


И ещё одна проблема в том, что эти ЛиАЗы, история которых уходит корнями аж в 80-е, категорически высокопольные, с тремя высокими ступеньками на входе. Это неудобно не только мифическим инвалидам-колясочникам (мифическим — не потому что их не существует, а потому что в наших условиях они не могут даже самостоятельно выехать из дома, не то что заехать в автобус), но и пожилым, людям с детскими колясками, тяжёлыми сумками, туристическими чемоданами. Да и для здоровых каждый вход в такой автобус превращается в своего рода гимнастическое упражнение. Плюс к тому, в некоторых таких автобусах на входе есть срединные перила, которые категорически неудобны пассажирам с детскими колясками; мало того, что маме одной или с чьей-то помощью нужно втаскивать коляску на три ступеньки по вдвое более узкому проходу, так ещё и есть риск застревания коляски между дверью и срединным поручнем (такие случаи уже были). А значит, в перспективе их всё равно придётся заменять более удобными для маломобильных и всех прочих пассажиров низкопольными. Кстати, вопреки стереотипам, низкопольные автобусы появились в первую очередь не для удобства маломобильных, а для ускорения посадки-высадки пассажиров, в результате чего автобус меньше простаивает на остановках и быстрее едет по маршруту.

В этом плане изображённая на первом фото низкопольная модель ЛиАЗ-5292 и её сочленённый вариант ЛиАЗ-6213, составляющие основу подвижного состава в Москве и Петербурге, в их газовой модификации были бы для нашего города прекрасным вариантом. Кстати, пара автобусов ЛиАЗ-5292 в Великом Новгороде уже есть, обычно их можно видеть на маршрутах 35 и 35А.


Все три входа в нём низкопольные, да и сидячих мест в салоне как будто побольше. Неудивительно, что эта модель вместе с её сочленённой версией ЛиАЗ-6213 сейчас составляет основу автобусного парка Москвы и Санкт-Петербурга.


100% низкопольные. На природном газе. И именно в бело-синей раскраске, которая благодаря завезённым из Ярославля метановым ЛиАЗам стала для Великого Новгорода уже традиционной и могла бы быть такой же визитной карточкой новгородского городского транспорта, как бело-светло-зелёная для Москвы, бело-тёмно-зелёная для Санкт-Петербурга,бело-салатовая для Нижнего Новгорода и т.п. Кстати, бело-синяя раскраска стала стандартом для городских автобусов в Екатеринбурге, независимо от их марки.

Салон у ЛиАЗа-6213 действительно ничего так, только индивидуальные поручни лучше делать не жёсткими, а в виде мягких лямок, как в МАЗах. Ну и от предшественника осталась неудобная площадка внутри гармошки без стенки для опоры спины. Зато сидячих мест прибавилось, а именно их малое количество является бичом классических ЛиАЗов.