воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Мурманск: Один рабочий день из жизни кондуктора

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


- Осторожно, двери закрываются! - предупредил пассажиров водитель троллейбуса. Я еле успела заскочить в салон и уселась у окна рядом с местом кондуктора. Это была женщина с темными волосами, чуть тронутыми проседью (в нашем случае, впрочем, подробности внешнего облика героини не столь важны, важна работа, которую она делает; житейские частности, в том числе фото, - не более чем условность). Очень часто попадаю в ее машину, и всегда она улыбчива и вежлива.

Пассажиров в тот раз было мало, и мы невольно заговорили.

- Наверное, тяжело работать кондуктором? - поинтересовалась я.

- А то! - улыбнулась женщина. - Порой такие грубияны попадаются, с самого утра способны настроение испортить. Но мы просто не можем позволить себе переживать и нервничать из-за чьей-то невоспитанности, иногда прямо психологом себя чувствуешь. Еще, например, случается, что ломается троллейбус или в салоне оказывается какой-то подозрительный предмет. Чаще всего - это забытый пакет. Все равно пассажиров надо пересадить в другой транспорт и ждать специалистов.

Валентине Ивановне 58 лет. Жила на Украине, а в восьмидесятых годах отправилась на Север на заработки, как и многие в то время. Так она очутилась в маленьком поселке недалеко от Мурманска.

- Профессий у меня много, но, чтобы получить квартиру, устроилась продавцом в крупную организацию, - продолжила рассказ женщина. - А дальше последовала всем известная схема: перестройка, сокращение и безработица. Пришлось податься в дворники. Зарплата совсем мизерная, ели одни макароны, одевались с чужого плеча, а нужно дочь поднимать на ноги, выучить ее в институте, благо сын уже был взрослым. Продала квартиру в поселке, маленькую дачку в деревне в средней полосе и купила жилье в городе. И с этого момента жизнь начала налаживаться. Одна землячка подсказала, что в ОАО «Электротранспорт» требуются кондукторы. Вот так я сюда и попала.

Рабочий день Валентина Ивановна начинает в 5.30, когда к пассажирам торопится первый троллейбус. Смена заканчивается в два часа дня. Но иногда приходится выходить во вторую смену, а значит, возвращаться домой далеко за полночь, ведь последний троллейбус заезжает в депо примерно в час ночи, а еще нужно сдать деньги в кассу. Потом - домой на служебном автобусе да несколько сотен метров пешком по темной улице. Так что работа кондуктора не только трудна, но и опасна. Да и зарплата невелика - до шестнадцати тысяч рублей при выполнении плана.

Наш разговор прервала группа молодых людей, которые расплатились тысячной купюрой. Кондуктор в слух посчитала сдачу и протянула парню лет двадцати.

- Еще раз посчитайте, чтоб я слышал! - рявкнул тот.

Валентина Петровна пересчитала деньги, но заметно напряглась.

- Я не расслышал, еще раз, пожалуйста! - начал грубить наглец.

Женщина снова забрала деньги. Благо, что пассажиры возмутились.

- Это что за издевательство! Мы сейчас водителю пожалуемся, и он вас выкинет из салона! У человека нервы не железные же!

Хам замолк, схватил сдачу и с компанией буквально выскочил из троллейбуса.

- Вот видите, какие уроды моральные бывают, - пожаловалась мне собеседница. - Устроил показуху перед друзьями, поиздевался вдоволь и даже не извинился. Бывает, сижу и жду со страхом, что зайдет какой-нибудь ненормальный и испортит настроение.

Да уж, наверное, тяжело внешне сохранять спокойствие, когда внутри все кипит.

- Нашу профессию можно сравнить с работой сотрудников ГИБДД, - переключилась на другую тему новая знакомая, отойдя от стресса. - Им порой подсказывает интуиция, в какой из сотен машин находится нетрезвый водитель. Так и кондукторы обязаны видеть и запоминать всех пассажиров и их проездные документы, чтобы выявить нарушителя и не пропустить «зайца». Иначе, если зайдет контролер, дело может обернуться штрафом как для пассажира, так и для кондуктора, а последнего могут даже лишить премии.

На остановке в центре города в салон зашло много людей. Женщина стала «обилечивать» новичков и задержалась у мальчика, прикрывавшего пальцами половину проездного билета. Подойдя поближе, я услышала такой разговор.

- А где же елочка? - сдерживая улыбку, спросила у пацана Валентина Ивановна.

- Какая елочка? - покраснел мальчуган, а рядом стоявшие пассажиры начали тихонько смеяться.

- Та, что на январском проездном в уголке нарисована, - сделала серьезное выражение лица женщина. - То, что ты прикрыл пальчиком цифру «два» на декабрьском проездном, не значит, что меня можно обмануть.

- Тетенька, - пролепетал парнишка, - простите, пожалуйста. Были каникулы, и я не купил билет на январь. Я больше так не буду!

- Надо было сразу сказать правду, я бабушка добрая - поняла бы, - рассмеялась «строгая» хозяйка троллейбусного салона. - Впредь никогда никому не ври. Если ехать тебе недолго, оставайся.

Я с умилением наблюдала эту картину и решила заплатить за мальчишку, ведь зарплата кондуктора зависит от того, каков поток пассажиров. Вдруг этих двенадцати рублей ей не хватит, чтобы сделать план за день!

Три молодых человека решили расплатиться пятитысячной купюрой как раз в то время, когда Валентина Ивановна пересчитывала деньги и заполняла учетный лист.

- Что, слабо с такой купюры сдачу дать? - ехидно бросил в сторону кондуктора парень.

Не отрывая взгляда от сумки, она произнесла, как будто раздумывая:

- Не слабо. Я считаю, сколько здесь пятирублевых и рублевых монет. Придется все высыпать вам. Пожалуй, хватит.

Тут друг шутника ткнул его локтем в бок и закричал:

- Ты что? Совсем обнаглел? Это мои деньги! И куда мне мелочь девать? В штаны себе ссыпать?

Весь салон взорвался от смеха, а парень вытащил пятьдесят рублей и больше не подавал голоса.

- Не всегда случаи бывают смешными. Иногда попадаются пьяные, неуравновешенные люди, которые могут толкнуть или даже ударить. Но я благодарна пассажирам, потому что за шесть лет, что работаю, меня всегда защищали от таких, - вновь обратилась ко мне женщина.

А дома нашу героиню ожидают сиамский кот Бонапарт и телевизор с любимыми сериалами.

- Выходные провожу в гостях у своих детей или катаюсь на лыжах на Семеновском озере, - поделилась напоследок Валентина Ивановна. - Летом собираю грибы и ягоды или просто отправляюсь на природу, взяв с собой верного друга с императорским именем. Думаю, старость себе обеспечила, и на душе спокойно. А главное, что сама подняла на ноги детей, за что они мне благодарны.

оригинал

Комментариев нет:

Отправить комментарий