вторник, 30 декабря 2014 г.

Полёт «Красной стрелы»

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Легендарной «Красной стрелой» представлена Россия в недавно вышедшем британском путеводителе «Восемь лучших ночных поездов Европы». Этот скорый поезд курсирует между двумя столицами – Санкт-Петербургом и Москвой вот уже 80 лет.

Его главное, «фирменное», отличие – традиционное, неизменное время отправления: 23.55. За 5 минут до полуночи, строго по расписанию, с вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга одновременно стартуют два состава «Красной стрелы», двигаясь навстречу друг другу по «зеркальному графику».

 Однако самая первая «Красная стрела», запущенная восемь десятилетий назад, отправилась из Ленинграда в ночь с 9 на 10 июня в 1 час 30 минут. Состав, мчавшийся с рекордной по тем временем скоростью (в среднем 69,8 км/ч), прибыл в Москву в 11 часов 20 минут. Почти десять часов продолжалось путешествие пассажиров этого поезда, в который было отобрано 12 лучших вагонов, чей комфорт не уступал зарубежным. А организовать его распорядился Сталин, как рассказывают, специально для поездок партийных и государственных чиновников. Вождь самолётами сам не летал и другим запрещал.


Ещё один видный партийный деятель, а по совместительству народный комиссар путей сообщения Лазарь Каганович также приложил руку к организации движения «Красной стрелы». Именно по его приказу было установлено время отправления поезда – 23.55. Нарком таким образом проявил заботу о «командированных пассажирах» – они получали суточные за лишний день.

Прокатиться с комфортом на «Красной стреле», испробовать в пути высокий уровень обслуживания мечтал в тридцатые годы едва ли не каждый житель страны. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. В одном из вагонов находился телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки пассажиры имели возможность связаться не только с Москвой или Ленинградом, но и Лондоном, Берлином, Парижем и даже Нью-Йорком.

Несмотря на то что экспресс назвали «Красной стрелой», вначале его вагоны – согласно европейским стандартам – были синего цвета. Перекрасить их в красный предложил Александр Иванов, один из первых начальников поезда, чтобы «Красную стрелу» узнавали по окраске.


24 июня 1941 года, через два дня после объявления войны, регулярное сообщение «Красной стрелы» между столицами было прервано. Один из её составов укрыли в блокадном городе в так называемом «царском павильоне» на Обводном канале, другой – вместе с детьми эвакуировали из Ленинграда на станцию Цирульск.

Движение экспресса возобновилось после снятия блокады Ленинграда 20 марта 1944 года. Так как ещё существовала опасность воздушных налётов, для обеспечения безопасности пассажиров в состав поезда включили бронированную платформу с зенитной установкой.

С декабря 1957 года составы «Красной стрелы» стали водить тепловозы, а в 1962 году фирменный поезд перевели на электровозную тягу.


До начала 90-х годов «Красная стрела» формировалась в основном из мягких спальных вагонов с двухместными купе, выпускавшимися Ленинградским вагоностроительным заводом им. И.Е.Егорова. В пути следования пассажиры имели возможность принять душ. Индивидуальные кабины были расположены между двумя смежными купе. Существовали и вагоны смешанного класса, в которых располагались как двухместные, так и четырёхместные купе. Кроме того, наряду с «егоровскими» в составы поезда стали включать цельнометаллические вагоны, выпускавшиеся в ГДР. Были в «Красной стреле» и два VIP-вагона с четырьмя двухместными купе в каждом, оснащёнными душем, баром, теле- и видеотехникой.


Сейчас, в эпоху больших скоростей, ночной экспресс преодолевает 640-километровый путь между двумя столицами за восемь часов. Ему вполне по силам развивать и более высокую скорость – до 160 км/ч, но фирменный экспресс умышленно движется с замедлениями: пусть пассажиры выспятся, а утром без спешки позавтракают и отправятся по делам.

– В свой родной город я всегда отправляюсь «Красной стрелой», – рассказывает коренной петербуржец, а ныне москвич композитор Александр Журбин. – Как бы ни был хорош реактивный самолёт или комфортабельный «Сапсан», только в этом экспрессе я чувствую себя как дома – в тепле и уюте. У этого поезда какая-то необыкновенная аура, располагающая не только к отдыху, но и к размышлениям. А сколько удивительных встреч подарили мне эти путешествия между столицами. Наконец, какой душевный и творческий подъём ощущаю я, когда вступаю на родную землю под «Гимн великому городу» композитора Рейнгольда Глиэра. 


Эта музыка из балета «Медный всадник» стала звучать по вокзальному радио Санкт-Петербурга с 1965 года: и при отправлении «Красной стрелы», и по её прибытии. В свою очередь в Москве в эти минуты транслируется песня «Москва» Олега Газманова. 

В утренней толпе пассажиров, сошедших с ночного поезда на перрон, легко даже нетренированным глазом угадать не только профессии людей, но и цель путешествия. Вот чинно вышагивают бизнесмены. Следом за ними – группа иностранных туристов, школьники, прибывшие на каникулы. Быстро, почти бегом, устремляются к «выходу в город» футбольные болельщики в синих «зенитовских» шарфах. 


Поскольку между столицами идёт оживлённый творческий обмен, фирменный ночной экспресс давно приобрёл «звёздный» статус. Среди постоянных «почётных пассажиров» «Красной стрелы» – Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих, Константин Хабенский и Олег Басилашвили, Михаил Пореченков и Татьяна Буланова. Одни спешат на съёмки, другие возвращаются с гастролей. 

Не про всякий поезд сложены песни. А вот «Красная стрела» заслужила такое право. Популярный хит композитора Алексея Мажукова и поэта Николая Зиновьева в исполнении Софии Ротару начинается словами:«Красная стрела» ночью отойдёт…».