суббота, 24 января 2015 г.

Магнитогорск: Трамваю - 80 лет


В новую эпоху городской рельсовый транспорт входит с большими долгами, но с оптимизмом.

Цивилизованный мир, охваченный экологической идеей, массово пересаживается на трамвай - даже исторические мостовые Парижа разбирают, чтобы прокладывать трамвайные пути. В это время в Магнитогорске - третьем в стране городе по протяжённости трамвайных путей, длина которых составляет 170 километров - всё чаще звучит идея отказа от рельсового общественного транспорта, который работает в убыток и всё больше погружается в долги. Однако руководитель Маггортранспорта Фарид Хакимов, как и исполняющий полномочия главы города Виталий Бахметьев, уверен: трамваю в Магнитогорске быть! А новые реформы, начатые в трамвайном хозяйстве, дают надежду на благополучное финансовое будущее.


Объединение трамвайного и автобусного хозяйств в единое предприятие "Маггортранс", произведённое несколько лет назад, положительного результата, увы, не принесло: на сегодняшний день долги Маггортранса перед кредиторами, налоговиками и коммунальщиками составляют около 130 миллионов рублей, из которых на трамваи приходится всего сорок. Кроме того, объединение "отрезало" трамвайщикам возможность получать государственные субсидии, которые автобусные хозяйства получать не могут. Потому руководство города приняло решение вновь разделить общественный транспорт. Объединять их теперь будет, пожалуй, только одно: удобная и экономная система "Метро", благодаря которой в Магнитогорске появились единые билеты, позволяющие горожанам пользоваться и трамваями, и автобусами целый час.

Ежедневно на городские маршруты выходит около 140 трамваев. Сегодня, как и всегда, трамвайное хозяйство дотируется городским бюджетом на 200 миллионов рублей, которых хватает на проезд льготных категорий пассажиров. Напомним, кроме определённых категорий граждан, пользующихся услугами муниципального общественного транспорта бесплатно, не платят за проезд также городские пенсионеры. Для школьников одна поездка в трамвае стоит шесть рублей. Остальное трамвайщики должны заработать сами. Между тем, даже полная стоимость проезда - 15 рублей - не покрывает расходов Маггортранса. По подсчётам специалистов, себестоимость одной поездки в трамвае составляет сегодня не менее 28 рублей. Поднимать цены не настроены ни сам Маггортранс, ни руководство города и депутаты. Выход один - оптимизировать собственную работу.

Оптимизация в данном случае вовсе не означает сокращение подвижного состава или увольнение людей. Напротив, недоштат тех же кондукторов на предприятии составляет 50 процентов, водителей - 30. Прежде всего, трамваю, бывшему когда-то самым популярным видом общественного транспорта, предстоит вернуть себе пассажиропоток, упавший с 70 процентов в советские годы до 30 на сегодняшний день.

- Раньше городской трамвай ежедневно зарабатывал по миллиону рублей. - говорит директор Маггортранса Фарид Хакимов. - Нам этого хватало. Сегодня наша прибыль едва доходит до пятисот тысяч. Получается, нужно вдвое увеличить число пассажиров. Сегодня же ситуация почти критическая: взяли на контроль остановку "ККЦ". За несколько часов через неё прошло двадцать вагонов, которые привезли и увезли двенадцать человек. Это слишком дорогое удовольствие для нас - "возить воздух".

Европейцы, опасаясь за экологическую безопасность региона, сами с удовольствием пересаживаются в трамвай. Сингапур в стремлении пересадить граждан в общественный транспорт пошёл на кардинальные меры, повысив цену автомобилей, а также стоимость услуг такси и парковки в центре города в четыре раза. В результате удалось не только улучшить наполняемость городской казны, но и очистить воздух от автомобильных выхлопов.

В Магнитогорске возвращать пассажиров решено реформами Маггортранса, и предприятие уже разрабатывает ряд нововведений. Главное - подключение к системе "Глонасс", которая, что называется, в реальном времени даст точную картинку движения пассажиропотока, что позволит моментально скорректировать трамвайные маршруты. Это, кстати, решит и другую проблему трамвайщиков - нарушение расписания из-за форс-мажоров, к примеру, дорожно-транспортных происшествий, которые зачастую происходят прямо на трамвайных путях. В Челябинске система "Глонасс" работает давно и уже приносит положительные финансовые плоды. Вторая задача трамвайщиков - разработать грамотное расписание маршрутов, учитывающее интересы всех слоёв населения. Для этого в настоящее время специалисты Маггортранса изучают график работы крупных предприятий города и даже расписание школ, особенно, расположенных в старых районах города и не на центральных проспектах.

- В идеале человек должен выйти на работу или в школу - а на остановке его уже ждёт трамвай, - говорит Фарид Хакимов. - Для тех, кто пользуется общественным транспортом хаотично - например, пенсионеров - на остановке будет размещена информация с расписанием движения. И бабушка, зная, что нужный ей трамвай прибудет, к примеру, в час дня, не будет мёрзнуть на остановке, а придёт к этому времени.

Ведётся работа и по повышению культуры обслуживания пассажиров - и положительные изменения налицо: пассажир, войдя в вагон трамвая, получает по "громкой связи" исчерпывающую информацию: напоминание оплатить проезд, информацию о следовании трамвая, мерах безопасности во время движения и даже пожелание счастливого пути. В стремлении предусмотреть все пожелания пассажиров в Маггортрансе появился телефон горячей линии, по которому диспетчер принимает жалобы и предложения.

Конечно, хотелось бы обновить подвижной состав, износ которого на сегодня составляет более 50 процентов. Но один вагон отечественного производства стоит минимум 15 миллионов. А цена современного трамвая, "напичканного" электронным оборудованием и информационным табло, а главное, оснащённого низкопольной дверью, позволяющей беспрепятственно входить в вагон и инвалидам, и мамочкам с колясками, дороже 40 миллионов - таких расходов городу пока не потянуть. Выход - капитально-восстановительные ремонты стоимостью в десять раз ниже покупки, ими Маггортранс и намерен заниматься. Первый пример - восстановленный и оснащённый современным оборудованием вагон, сданный в эксплуатацию ко Дню города-2014.

К своему юбилею трамвайщики Магнитогорска сделали горожанам подарок, пустив "экскурсионный трамвайчик", в котором пассажирам рассказывают об истории городского электротранспорта, объясняют смысл названия остановок и улиц. На юбилейном торжестве, поздравляя работников Маггортранса, Виталий Бахметьев ещё раз выразил надежду на скорое возрождение популярности трамваев:

- Важно сохранить этот вид транспорта для будущих поколений. Потому что он действительно самый удобный, доступный, комфортный, к тому же, самый экологичный. Да и ради исторической справедливости: нельзя уничтожать то, что создавали не мы.