четверг, 29 января 2015 г.

Всё метро мира: Париж


Метро было запущено 19 июля 1900 года. На сегодняшний день в Париже более 300 станций метро, связанных с пригородными электричками RER, поток пассажиров в день составляет более 4 млн человек. RATP - компания, обслуживающая весь общественный транспорт в Париже, в частности и парижское метро.

Метро работает ежедневно с 5.30 до 00.00 - 1.00
В праздничные дни с 5.30 до 2.00 - 2.30
Час пик 8.00 - 9.00, 17.00 - 18.30


Самый скоростной и экономичный вид транспорта в Париже - парижское метро. 14 линий, станции расположены намного ближе друг к другу, чем в московском метро. Если вы находитесь в центре города, то путь до ближайшей станции займет у вас не больше 5 минут.


Что нужно знать о метро Парижа? Сейчас в Париже 16 линий метрополитена, которые нумеруются цифрами, в отличии от линий RER, которые именуются буквами. За счет объедение транспортных сетей города и пригорода пассажиропоток достигает 4 миллионов человек в сутки, в самом Париже проживает только 3,5 миллиона.


Логотип RATR.


Париж – это небольшой по площади город, компактная европейская столица, поэтому плотность станций метро впечатляет. До ближайшей станции в центре города пешком идти не больше 5-10 минут, на окраине 15-20. Метро неглубокого заложения, есть станции открытого типа, откуда линии уведены на эстакаду. Это выглядит не футуристично, а скорее индустриально, стиль ар-нуво не чувствуется, когда железобетонные конструкции лежат по правую руку, а здания ампир по левую. Найти станцию в городской среде несложно, яркая буква М, надпись METRO или Metropolitain укажут на вход.


Билеты продаются на входе на станцию. Аппараты со странными роликами, к управлению нужно привыкнуть. Нужно знать как минимум два слова Valider – подтвердить, Annuler – отклонить, чтобы выбрать английский язык. Туристам сэкономить много не получается, покупая билеты пачками. Покупал по 10 штук за раз по цене около 1,5 евро за штуку, по 1 выходит 2 евро. Главный плюс аппаратов по продаже билетов – принимает без проблем MasterCard и Visa.


Тарификация билетов зависит от зоны. Зона 1 и зона 2 - это основные зоны в пределах кольцевой дороги Парижа. Зона 3 - 5 это более отдаленные районы пригорода Парижа, чем выше номер зоны, тем дальше дистанция от центра Парижа.


При смене транспорта (например метро на автобус) необходимо прокомпостировать новый билет. Использовав свой билет в автобусе, вы можете его использовать для проезда на другом маршруте автобуса или трамвая (но не в метро!) в течение 1,5 часов. Пересадка на метро - автобус требует компостирования нового билета.


Билеты, купленные в метро, действуют в автобусах, трамваях и на фуникулере Монмартра.
  • Стоимость 1 билета в метро для 1 - 2 зоны = 1,70 Евро (1,90Евро в автобусе, трамвае).
  • Стоимость 10 билетов (карнэ) = 12,50 Евро для взрослых (tarif normal), и 6,20 Евро для детей (tarif réduit), стоимость карне на 30% дешевле чем 10 отдельных билетов.
  • Pass Navigo - это абонемент в Парижском метро, стоимость абонемента отличается от выбранных зон. Для того, чтобы оформить абонемент, вам необходимо предоставить 2 фотографии, которые можно сделать в любом фото-автомате, и заполнить форму заявки. Абонемент оформляется в офисе в течении 5-7 минут. Офисы находятся на станциях метро: Charles de Gaulle Etoile (рядом с Триумфальной аркой), Franklin - D. Roosevelt, Gare de Lyon, Gare du Nord, Les Halles, Montparnasse, Nation.

Топология станций метро в Париже не похожа на станции в Петербурге, Москве или любом другом городе Советского союза. Парижские станции имеют две платформы, прямого и обратного направления, а не одну общую. Поэтому направление движения поездов нужно смотреть заранее, сразу за турникетами начинать пользоваться навигацией. Из-за такого разделения транспортных потоков переходы в метро Париже низкие, узкие и извилистые, как норы леммингов под землей.


Как и во многих правилах, в метро Парижа есть исключения с единой платформой.


Карта метро Парижа.


Пересадочные узлы могут объединять до четырех линий.


Еще одна особенность парижского метро – линии раздваиваются в конце, у одного направления может быть несколько конечных станций. Информацию о конечной станции нужно читать на головном вагоне.


Приготовьтесь к тому, что станции не объявляют. В новых современных вагонах есть навигация, в старых следует ориентироваться по названиям во время остановки.


Метро в Париже – это не подземные дворцы, а остановки общественного транспорта, красоту найти сложно, но можно. Большинство станций нарочито пустые: белая кафельная плитка, штукатуреные стены, панели с рекламой. Правильное решение – показывать на электронных табло на станции время до прибытия поезда и направление движения.


Можно найти станции – подземные арт-объекты, которые радуют глаз.


"Механическая" станция Arts et Metiers.


По количеству перевозимых пассажиров метро Парижа занимает 4 место в мире, после Токио (9 миллионов пассажиров в день), Москвы (7 миллионов), и Сеула (6 миллионов).


Парижское метро вполне могло и не дойти до нас в том виде, в котором оно существует сейчас. Споры насчет него начались еще в 1845 году, почти за 45 лет до начала его строительства, и противников у принятого в итоге проекта было больше, чем сторонников. Недовольных проектом депутатов не устраивала необходимость загонять парижан под землю и предлагалось пустить поезда на паровой тяге прямо по улицам. Кроме того, было предложено подвесить вагоны с запряженными в них лошадями на находящийся над улицей рельс или соорудить что-то вроде американских горок в 20-30 метрах над городом. Все остальные проекты были отвергнуты, а решающим аргументом в итоге оказалась запланированная на 1900 год Всемирная выставка, на которой ожидалось такое количество посетителей, которое не в состоянии был перевозить весь существовавший до тех пор городской транспорт.

После этого оставалась только проблема с деньгами, которую благополучно решила известная тогда танцовщица Клео. Среди ее многочисленных поклонников был и Леопольд II, король Бельгии, благодаря ее протекции решивший спонсировать строительство.
Первые вагоны в парижском метро были деревянными и в них были купе первого и второго класса — от разделения на которые отказались, впрочем, не так уж и давно.

Станций типа горизонтальный лифт в Париже не построили, но есть их аналоги, ограждения с дверями для защиты пассажиров от падения на рельсы.



В парижском метро вагонные составы отличаются от линии к линии, в ходу как новые, так и старые вагоны. Объединяет их одно, что открывать двери нужно вручную с помощью рычага.


Современные поезда оборудованы "моновагонами", сквозной проход через состав, старые с традиционными раздельными. Старые вагоны с традиционной для Европы посадкой «как в автобусе», кресла стоят поперек вагона. Сиденья около двери складываются, чтобы в часы пик могло войти больше людей в вагон. Новые вагоны с продольным и поперечным расположением диванов, большим количеством вертикальных поручней.



Вагоны метро в Париже на резиновых колесах! С 50-х годов в Париже строятся линии метро, позволяющие использовать старые рельсовые вагоны и новые на смешанном шинном ходу. Новые вагоны стоят на колесах с шинами, у них есть дублирующие железные колеса, которые используются для работы со стрелками и подстраховки в случае прокола. Шинные колеса обходятся дешевле железных, но чаще обслуживаются.


Поезда имеют совершенно разные формы, цвета и размеры. Почти во всех вагонах метро дверь придется открывать при помощи рук: в некоторых составах нужно нажать на кнопку, расположенную на самой двери, после чего дверь откроется, в других же типах вагонов и вовсе нужно потянуть небольшой рычаг вверх. Линия Метро 14 — единственное исключение, где двери полностью автоматизированы и даже поезда ездят без машинистов.


Не волнуйтесь, если окажетесь далеко от дверей, когда будете подъезжать к своей остановке. Просто скажите «Пардон», и люди немедленно постараются сделать своего рода коридор для того, чтобы вы прошли к дверям, даже если им самим придется также выйти из вагона, чтобы пропустить вас. Парижане хорошо обучены такого рода манерам, да и вам самим удастся в этом убедиться.


Широкий путь из бетона со сталью и дублирующий рельсовый.


Метро в Париже оставило разные воспоминания. Главное его достоинство — скорость и цена передвижения по городу, мимо пробок, которые случаются в французской столице. Рекомендую познакомиться с картой метрополитена, до поездки, чтобы легко ориентироваться в городе.