среда, 4 февраля 2015 г.

Москва: Поезду метро № 1 - новую жизнь


К юбилею открытия метро пассажирам покажут старейший вагон. Он стоит на одной из канав электродепо «Измайлово» — желтый верх, темно-коричневый низ. Это самый первый вагон московского метро — тип «А», номер 1. Именно он ровно 80 лет назад впервые проехал по рельсам метро. На диванах, которые помнят первых пассажиров метро,


Вдоль стен — пружинные диваны, обитые кожей. Не слишком жестко, не слишком мягко — дорогая, роскошная по нынешним временам мебель. Фигурные боковины, светильники-бра, в которых видны лампочки, — хороший дизайн в стиле ар-деко.


— Освещенность здесь была — на зависть современным вагонам! — говорит ветеран депо, освобожденный бригадир Борис Ганеев, работающий в «Измайлово» с 1962 года. Эти вагоны он застал еще на линии, а музейный, самый первый лично помогал сохранить для истории.

Можно себе представить, как это было: вечером 4 февраля 1935 года, станция «Комсомольская» (ныне — радиальная), поезд подходит к станции, открываются двери. Входят солидные люди в пальто и шапках — среди них шеф строительства Лазарь Моисеевич Каганович, еще недавно партийный «хозяин» Москвы, а теперь одно из первых лиц во всем государстве.

— Вот теперь хорошо, не жестко! — садится на диван, тот самый, на котором сейчас мы говорим с метрополитеновцами.


Оказывается, сначала на Мытищинском заводе, где с самого начала делались столичные метровагоны, скамейки были как в старых трамваях и электричках: деревянные, из лакированных реечек. Но — Кагановичу показалось слишком жестко, да и бедновато. Все-таки не что-нибудь строим, а метрополитен лучшего города Земли! — Закрывайте двери! — командует шеф, встав с дивана.


Подчиненные робеют: нога в тонком ботинке выставлена в проем двери. Давление — все 4, а то и 5 атмосфер, говорит Ганеев: это только потом додумались его ослаблять специально для приводов дверей. Но зато — внизу специальная выемка, как раз по размеру выставленной ноги, закрытая легкой резиной.

— Закрывайте! — требует Каганович. Взмах руки, нажатие рычажка — двери захлопываются. Нарком слегка морщится, но нога уцелела.

— Правильно сделали вырез, молодцы! — оценивает.

Поезд трогается в сторону «Сокольников», затем к «Парку культуры».

— А ход был такой мягкий, что проходишь стрелку — и можно ее не заметить! — вспоминает Борис Ганеев. — Правда, были и недостатки: весит этот вагон 50 тонн, а современный — только 35.


Тяжелый, да еще с подвеской двигателей так называемого трамвайного типа — тяжко приходилось и путям, и двигателям.

Этот исторический вагон служил до 1974 года, когда весь довоенный подвижной состав списали как морально устаревший. Они слишком медленно разгонялись и срывали напряженный график движения поездов.

— Чуть было не списали вовсе , но мы с коллегами — я тогда был старшим мастером депо — пошли по всем инстанциям, просили разрешения оставить вагон для музея, — говорит Ганеев. — И нам разрешили, а мы тогда оборудовали внутренность для музея. На окнах и стенах были стенды с историческими схемами линий и документами. Но только их все время приходилось снимать: вагон-ветеран страстно полюбили киношники.

— Этот вагон брали для съемок и Никита Михалков, и Сергей Соловьев, и Андрей Кончаловский, и Станислав Говорухин, — Борис Ганеев открывает своим ключом-трехгранником кабину машиниста. — К сожалению, в последние годы наш главный экспонат не передвигается своим ходом, его буксируют, как прицепной.

Но мысль вернуть его на ход есть, и, возможно, мы даже успеем это сделать к юбилею! Мы спускаемся из дверей с «вырезами имени Кагановича» — в депо нет высокой платформы, и рядом с нами невидимая обычным пассажирам «начинка» вагона.

— Ну, тут по пневматике работка будет, по тормозным сопротивлениям, да и салон освежить стоит, — оценивают работники депо, собравшиеся у исторического вагона. — Но жить будет! Это мы обещаем! Оглядываюсь на торец вагона номер один со слегка изогнутой нижней кромкой.

Вагон — улыбается.

Константин Черкасский, директор музея метрополитена:- На 80-летие метро — в ближайшие к 15 мая выходные — мы покажем москвичам исторические вагоны. Всех деталей пока раскрывать не стану, пусть это будет сюрприз — но советую не пропустить это зрелище. Самый первый вагон метро там будет обязательно!

111 вагонов типа А было построено для московского метро Мытищинским заводом.

Немного историй из 1935 года:
«Только что прибыл из первого сквозного пробега испытательный поезд, рейс которого отныне принадлежит историкам метро. С протяжным гулом сирен, брошенным в пространство тоннеля, этот первый сквозной поезд отправляется на ночлег в депо».

Заметка о первом рейсе поезда метрополитена, опубликованная в газете 5 февраля 1935 года, подписана лаконично, как было принято в былые годы, — Ю.З. По его словам, все самое интересное на станции «Комсомольская площадь» (поезд стартовал именно оттуда, а не из «Сокольников», как позднее стали петь в песнях) происходило ночью.

«4 ч. 15 мин. утра. На перроне появляется организатор и вдохновитель побед на метро, испытанный рулевой московских большевиков — Лазарь Моисеевич Каганович вместе с товарищами Хрущевым, Булганиным, Коган, Старостиным.

Они садятся в головном вагоне. Дежурный поднимает зеленый диск. 4 ч. 20 мин. Поезд плавно берет с места. Набирает скорость. Проплыл перрон с цепью огней, мелькает серая стена тоннеля с бесчисленными переплетениями кабелей.

Промелькнули стены крессон-тоннелей. Станции «Красные ворота», «Кировские ворота».

В обратный рейс поезд двинулся без четверти шесть утра. Вся линия протяженностью 11,6 километра выдержала и была готова перевозить пассажиров.

А после запуска первого рейса своими впечатлениями о метро поделились делегаты VII Всесоюзного съезда Советов, который прошел в 1935 году в столице.

— Я ездил на метро в крупнейших городах мира. Мне знакома грязная и пыльная берлинская подземка, грохочущие вагоны в Лондоне... Разве похожи метро в этих городах на наш Московский метрополитен! — восторгался Герой Советского Союза Маврикий Слепнев.

Василий Молоков (1895–1982), Герой Советского Союза

Мне выпала высокая честь быть одним из первых пассажиров Московского метрополитена. Поездка прошла изумительно. Мы ехали в удобнейших вагонах, культурно и комфортабельно отделанных вплоть до каждой мелочи.

ДРУГОЕ МЕТРО
Самый первый обкаточный поезд метрополитена Санкт-Петербурга стартовал 7 октября 1955 года. А уже 15 ноября состоялось торжественное открытие метро. В 1955 году работало 7 станций.

■ Первый состав Самарского метрополитена вышел на линию в ноябре 1987 года. А регулярное пассажирское сообщение было запущено уже в конце декабря. Первый участок состоял всего из 4 станций, его протяженность составляла 4,5 километра.

■ Нижегородский метрополитен открылся 19 ноября 1985 года — спустя месяц после того, как первый поезд «опробовал» рельсы. На тот момент были открыты шесть станций. Протяженность линии составила 7,8 километра.

■ Первый состав метрополитена Новосибирска прошел по тоннелю 25 декабря 1985 года. Первые станции торжественно открылись 27 декабря 1986 года.

■ Самый молодой российский метрополитен — Казанский — был открыт 27 августа 2005 года, спустя месяц после запуска первого состава. Первым пассажиром регулярного подземного рейса стал президент России Владимир Путин.

■ Первый состав Екатеринбургского метрополитена вышел на пути в феврале 1991 года, открылось предприятие 27 апреля — с двухлетним опозданием. Изначально планировалось запустить метро в этом городе в 1988 году, но сроки сместились из-за недофинансирования.