вторник, 24 февраля 2015 г.

Всё метро мира: Амстердам


В начале шестидесятых годов XX века Амстердам быстро расширялся и столкнулся с проблемой недостаточно развитой системой общественного транспорта. Трамвайные линии обслуживали только центральную часть города, да и то в пиковое время скорость движения рельсового транспорта по города была крайне низкой из-за автомобильных заторов – ограничение движения на автотранспорт не существовало. Таким образом, в 1965 году муниципальные власти приняли решение заменить наземную трамвайную сеть на подземную сеть метро, с охватом всей застроенной площади города и его пригородов. Предлагаемая сеть метро Амстердама состояла из четырех линий :

Линия 1: с севера на юг, разветвляющаяся на северной и южных концах;
Линия 2: с юго-востока на юго-запад, пересекающая Линию 1 на центральной станции;
Линия 3: с востока на запад, функционирующая как кольцевая линия вокруг центра города, пересекающая Линию 1 на Weteringcircuit и Линию 2 в Weesperplein и на станции возле Лейдсеплейна (Leidseplein)
Линия 4: кольцевая линия вокруг довоенных границ города (только полукруг к югу от IJ )


Метрополитен в Амстердаме, как и в любом большом городе – это самый быстрый и достаточно удобный способ передвижения, за исключением такси. В столице Голландии поезда разгоняются до скорости 70 км/ч, и способны доставить вас из одного конца города в другой, менее чем за полчаса.


Метро в Амстердаме относится скорее к категории наземного транспорта, нежели подземного. Поскольку под землёй находиться лишь 3,5 км одной линии (между станциями Cеntral Statiоn и Amstеl). А сами поезда скорее похожи на трамваи, чем на классические составы метрополитена.


Метро Амстердама обслуживают пассажиров 52 станции и 106 единиц подвижного состава. В ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию пятую линию, которая строится в настоящее время с целью разгрузить северное направление. Кроме того, планируется строительство дополнительных линий к соседним посёлкам.


Благодаря большому разнообразию билетов, каждый может спланировать свои поездки по максимально выгодному тарифу.
Так самыми популярными билетами являются:
часовой билет — 2.70 евро
суточный — 7.50 евро
недельный — 31.00 евро

Несмотря на все очевидные преимущества этого транспорта, всё же стоит отметить, что метро удобней и выгодней для поездок на расстояния более 10 км. А для поездок на более короткие расстояния стоит воспользоваться другим видом общественного транспорта.


Хотя направление с севера на юг совпадает с основной транспортной осью города и по этой причине является самым важным и необходимым транспортным маршрутом, строительство метро в Амстердаме решено было начать со юго-восточной линии (2) по следующим причинам: во-первых, проект данной линии требовал самый короткий подземный участок (3 км), следовательно, строительство по этой причине было относительно дешево, кроме того, само строительство должно стать своеобразным тестом перед более ответственным возведением основных магистралей. Во-вторых, в центре города линия пересекла заброшенный район (бывший еврейский квартал Амстердама), снос которого считался не очень проблематичной задачей.


Строительство метро началось во второй половине 1960-х годов и встретило бурный протест жителей города - в основном, владельцами дешевого жилья. В добавок ко всему, оказалось, что расходы на создание метрополитена не укладываются в первоначально запланированный бюджет. Таким образом, строительство метро в Амстердаме встретило негативную оценку у всех слоев населения, за исключением олдермена, ответственного за планирование транспортной системы.
В итоге, в 1977 году от первоначального плана строительства было решено отказаться, и с тех пор ни одна другая линия метро, кроме небольшого участка между Centraal Station и Amstel юго-восточной ветки, не была проведена под землей. В настоящее время в Амстердамском метро действует маршрутная система движения поездов из четырех линий без пересадочных станций. После открытия линии Noord-Zuidlijn добавится 6 станций.


Билет для проезда в метро Амстердама можно купить в автоматах рядом с турникетами. Процедура прохода аналогична московскому метро: чтобы пройти через турникет, нужно приложить билет к окошку-сканеру на турникете. Билет следует сохранять до конца поездки. Чтобы войти или выйти из вагона, необходимо нажать на кнопку открытия дверей, расположенную с внутренней и внешней стороны.


В амстердамском метро всего первых пять станций от Centraal Station до Wibautstraat находятся под землей: Centraal Station, Nieuwmarkt, Waterlooplein, Weesperplein и Wibautstraat. Underground как таковой отсутствует.


Все станции, что над землей утилитарно скучные. Например, подземный Waterloo или наземный Amsterdam RAI. Фотографии метро в Амстердаме передают всю атмосферу.



Салон вагона метро. В каждом составе салон вагона идентичен, и не похож на предыдущий.


Многие наземные станции построены на насыпях или эстакадах, многие метропути проложены на эстакадах, проходят над автомобильными дорогами. К положению вход внизу, платформа наверху довольно быстро привыкаешь. Все лестницы и эскалаторы словно затягивают наверх. Ориентировать проще чем на подземных станциях.



Бывают исключения из правил.


Некоторые станции пересекаются со станциями пригородных электричек и поездов.


В Амстердаме 4 основных модели вагонов метро: старички LHB, середнячки La Brugeoise S1/S2 и новые CAF GVB M4/S3 и Alstom Metropolis. Самый частый на нашем пути La Brugeoise, похожий на трамвай снаружи и внутри:


CAF GVB встречали только на одной линии. Новых Alstom немного, а квадратные LHB ходят на всех линиях.


По количеству людей в метро — не популярный транспорт.


Турникеты на станции.


На линии метро распространяется зональный тариф. Чтобы кататься по центру, хватит билета на внутреннюю зону.


На метро легко доступны коммерческие и офисные кварталы.

Легко доехать в спальные районы.


Как во многих европейских вагонах метро, чтобы войти или выйти, в амстердамской подземке надо нажать кнопки, находящиеся снаружи или внутри на двери вагона.


В Амстердаме в метро с велосипедом пускают без лишних вопросов. Вот вагон для велосипедистов.


А в этот вагон в велосипедами нельзя.


Метро в Амстердаме работает с 6 утра и до полуночи, последние поезда доходят на конечные станции ближе к часу ночи. По сравнению с Петербургом, а тем более Москвой, большой интервал движения от 5 минут днем и до 10 минут вечером.

Дифференцируя по времени   Амстердам, Нидерланды