среда, 25 февраля 2015 г.

Красноярск: Станция метро «Тупиковая»


Краевые власти вынесли неутешительный и жесткий диагноз красноярской подземке. Губернатор Виктор Толоконский посчитал сооружение метро слишком затратным и не самым эффективным способом спасти город-миллионник от хронических пробок. Во сколько обойдется городу нарисованное в генплане метро с 12 станциями и чем его можно заменить, если строительство слишком затратно.

20 февраля Виктор Толоконский заявил, что метрополитен для края — «неподъемная задача». По его словам, в соседнем Новосибирске в «нулевые» строительство метро частично поддерживала федерация, сейчас же регионы могут рассчитывать лишь на себя. Поэтому строить метро могут позволить себе только Москва и Санкт-Петербург, «где очень большой бюджет».

Читатели по этому поводу грустно заметили, что «эта мысль зрела в умах руководителей лет 30». Идея возведения метро в Красноярске обсуждалась с 1980-х. В 1994-м проект подземки от института «Харьковметропроект» получил одобрение правительства. По данным министерства транспорта, ветка длиной 8,22 км должна была связать ул. Высотную с пр. Мира. Суточный пассажиропоток оценивался в 170 тыс. человек.

Уже в 1998-м из-за проблем с финансированием линию решили урезать и довести только до района вокзала. В 2010 году правительство России перестало давать деньги на эти работы.

За все время строительства было сооружено 3,2 км выработок, уверял начальник управления строительства метрополитена Николай Болдин. В частности, сооружены шахты под станции «Вокзальная» и «Площадь Революции», прорыт тоннель от ул. Высотной до ул. Копылова. В 2011 году мэрия законсервировала станции, засыпав их песком.

Новые надежды на метро в городе-миллионнике принесли идеи провести Универсиаду. В январе 2012 года тогдашний губернатор Лев Кузнецов, побывав в Казани — столице летней Универсиады-2013, — поручил чиновникам подумать над расконсервацией метро, однако с мертвой точки дело не сдвинулось: в середине 2013 года чиновники заказали проект консервации единственного тоннеля городской подземки.

Судя по заявлениям, Виктор Толоконский особой любви к идее красноярской подземки никогда не испытывал. Уже на первой своей пресс-конференции в качестве и.о. губернатора он заявил, что «можно построить один перегон [метро], но ничего не изменится, машины застрянут в пробках. Сейчас я чаще говорю, что эффективнее на эти деньги построить развязки». Стоимость строительства 1 станции метро с перегоном чиновник оценил в 5–6 млрд, сказав, что нужно доказывать «приоритет со стороны федерального финансирования и искать альтернативы». Ту же мысль чиновник повторил и 20 февраля: в городе-миллионнике с 450 тыс. авто метро от пробок не избавит, эффективнее будет строить более дешевые развязки.

Специалисты краевого минтранса запуск ветки «Высотная – Копылова – Вокзальная» оценивают в 40 млрд руб. — на это уйдет каждый четвертый рубль из доходной части краевого бюджета-2015. Несмотря на то что губернатор называет такую задачу «неподъемной», разработчики генплана города линию метро решили не только оставить, а еще и в 2 раза удлинить. В разработанном документе линия из 12 станций тянется от Бугача через Копылова до вокзала, проходит по Мира и через Аэровокзальную выходит к Молокова.

Статистика ввода станций и участков метро в 7 городах России опровергает слова Толоконского о том, что сегодня строительство подземки может позволить себе только Москва и Питер.

В Казани перед летней Универсиадой-2013 была запущена линия метро длиной в 5 км из 3 станций. Ветка, равная по длине участку метро от красноярской Высотной до вокзала, по данным «Казметрострой», обошлась в 22 млрд руб. Однако существенную роль в строительстве сыграл федеральный центр. Только в 2012–2013 годах на строительство объекта из бюджета РФ Татарстану был выдан кредит в 10 млрд руб. В феврале станция метро открылась и в Самаре, которая в 2018 году готовится принять чемпионат мира по футболу. В местных СМИ утверждается, что на строительство уйдет 7 лет и 9 млрд руб.

От такого пути депутаты Красноярска отказались еще в сентябре 2014-го. По инициативе одного из депутатов, в сентябре горсовет составил проект обращения к президенту страны с просьбой помочь подземке деньгами, однако затем документ большинством голосов решили не отправлять.

Настороженное отношение к подземке часть депутатов сохраняет и сейчас. Депутат и застройщик Александр Коропачинский признался, что даже не знает, сколько денег может потребоваться на строительство 12 станций метро, о которых ведется речь в генплане: «Не хочу тратить время на понимание этих цифр. В ближайшее время метро Красноярску не нужно. Метро — это стрелять из пушки по воробьям. Чтобы загрузить метро, городу необходимо иметь население 2–3 млн человек. Стоит ли тратить столько денег, чтобы гонять пустые вагоны?».

По мнению г-на Коропачинского, в случае, «если мешок с деньгами будет найден» и метро удастся построить, сооружение будет убыточным.

Директор центра урбанистики Томского университета Алексей Козьмин утверждает, что проезд по метрополитену, как правило, дотируется государством в большинстве западных стран. «Строительство метро слишком затратная штука, систему из 12 станций можно заложить с генпланом, однако проблему пробок можно решить, не зарываясь под землю». К этим мерам г-н Козьмин отнес запуск скоростного трамвая и движение автобусов по выделенным линиям.

Точных данных о том, в какую сумму городу обойдется намечаемое метро из 12 станций, автору найти не удалось. В московской компании «Гипрогор» (разрабатывает документ за 73 млн руб.) сослались на то, что главный инженер проекта сейчас на больничном и отказались отвечать на вопросы. Если взять за основу подсчеты губернатора «5–6 млрд руб. за 1 станцию», то строительство такой подземки перевалит за 70 млрд.

Абсолютно другие цифры автору привел доцент Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин, принимавший участие в разработке транспортной схемы Красноярска. По его словам, красноярская подземка строилась на большой глубине, 1 км работ там обойдется сейчас в 10 млрд руб. Собеседник утверждает, что строительство метрополитена оправдано лишь в том случае, когда в час пик в одном направлении движется 25–35 тыс. пассажиров. Как правило, линии метро соединяют берега городов-миллионников, разделенных на две части реками.

По мнению г-на Никулина, проект красноярского метро является устаревшим:

«Запуск ветки «Высотная – площадь Революции» не избавит город от пробок. По сути, она соединяет с центром лишь один из жилых массивов. Ценой неимоверных усилий город получит детскую железную дорогу».

Альтернативой метро эксперт назвал запуск скоростного трамвая, который при сопоставимой скорости обойдется в 3 раза дешевле — максимум 3 млрд руб. за 1 км.

Идеальным вариантом для Красноярска Михаил Никулин считает прокладку трамвайных линий через Октябрьский мост до МВДЦ «Сибирь», а оттуда — до пр. Мира. Там скоростной трамвай может пройти по построенным тоннелям метро уже до «Высотной». Правда, чтобы стимулировать пересадку красноярцев с личных авто на скоростные трамваи, эксперт предлагает увеличивать зону платных парковок в центре и резко сокращать площадь паркинга у деловых центров.