понедельник, 23 февраля 2015 г.

Мельбурнский трамвай


Вы знали, что крупнейшая в мире трамвайная сеть находится в Австралии? Не в старушке Европе, не в Омске, а на другом конце планеты. Сегодня Мельбурн — город с крупнейшей в мире трамвайной сетью по общей протяжённости путей. Ещё двадцать лет назад это звание принадлежало Санкт-Петербургу, но всё меняется. Москва, кстати, сейчас только на пятом месте после Мельбурна, Петербурга, Амстердама и Берлина, следом идёт Вена.

Мельбурнский трамвай — это 25 линий, растянувшихся на 250 километров, почти 500 составов и 180 миллионов пассажиров в год. В отличие от сиднейского и многих других по всему миру, он никогда не закрывался, непрерывно работает с 1906 года и продолжает развиваться.

Пути здесь в основном проходят прямо по городским улицам.


У трамвая везде приоритет. Здесь, например, знак «кирпич» для всех, кроме трамвая.


Специальный отбойник, чтобы машины не заезжали на пути.


А этот отбойник защищает людей на остановке в центре дороги. Машина, заезжая на него, переворачивается и уходит вбок, жизни людей на остановке ничего не угрожает.


Ещё остановка.


Почти на каждой остановке есть табло, показывающее время до прибытия следующего трамвая.


Пассажиры ждут трамвая.


Не все трамваи низкопольные.


Разных моделей трамваев здесь вообще достаточно много. Это W-класс местного, мельбурнского, производства. С небольшими модификациями выпускается с 1923 года, настоящий символ Мельбурна. В центре есть бесплатная экскурсионная линия под названием City Circle, это очень популярно среди туристов.


Всего таких исторических экскурсионных составов 12, а ещё 26 до сих пор ездят по обычным коммерческим маршрутам. Трамвай может служить очень долго, если за ним хорошо ухаживать.


Салон трамвая.


Есть три трамвая-ресторана на 36 человек каждый. Здесь можно пообедать или поужинать за фиксированную плату, в которую входит неограниченный алкоголь. Еду здесь только разогревают, а готовят заранее в другом месте.


А это B2, тоже местного производства. Ходит с 1984 года.


A2, их производили в 1985-1987 гг. От B-класса отличается тем, что у него всего одна секция.


Z-класс, семидесятые годы. Мельбурн — настоящий музей истории электротранспорта.


Две эпохи. Справа — французский трамвай класса C1, 2001 года.


А это немецкие трамваи D-класса. Фирма Siemens, 2002-2004 года.


Салон трамвая.


Наконец, самый современный трамвай Мельбурна. E-класс, их постепенно вводят в эксплуатацию с 2013 года.


Made in Melbourne, for Melbourne. Их действительно собирают в Мельбурне, вагонные тележки и электродвигатели привозят из Германии.


Трамвайное депо.


Во всех вагонах есть карта сети. Мельбурнский трамвай похож на московское метро: почти все ветки радиальные с одной кольцевой в центре. Чтобы попасть из одного района в другой на трамвае, обязательно нужно проехать через центр.


Проезд оплачивается специальной смарт-картой под названием myki. Это что-то вроде московской «Тройки». У неё есть свой баланс, который нужно заранее пополнить, потом достаточно приложить карту к одному из считывателей.


Турникетов здесь нет, поэтому теоретически можно заходить и ехать просто так. Но так делать лучше не надо, потому что в трамваях работает целая армия из 268 контролёров, причём как в униформе, так и без (под прикрытием!).


Но есть и хорошие новости: с 1 января проезд во всех трамваях в центре города стал бесплатным. Обратите внимание на синий шнурок для связи с вагоновожатым.


Да, абсолютно бесплатным. Власти говорят, что это повысит привлекательность города для туристов. Однако отношение местных к этому нововведению неоднозначное: они говорят, что из-за этого могут вырасти цены на проезд за пределами центра, да и многие важные достопримечательности остались за пределами бесплатной зоны, за поездку туда приходится платить полную цену.