суббота, 28 марта 2015 г.

Тюмень: Журналистка проработала кондуктором автобуса


Журналист "Нашей Газеты" три часа проработала кондуктором в тюменском автобусе и выяснила: кто трудится в общественном транспорте, сколько получают кондукторы и как ведут себя пассажиры.

"Никогда не буду работать кондуктором", - это первая фраза, которую я произнесла, вернувшись в редакцию после эксперимента.

27 марта я надела на себя униформу работника общественного транспорта - симпатичную черную жилетку, чтобы на собственном опыте проверить, что на самом деле происходит в автобусах и маршрутках Тюмени. Уж слишком много жалоб в последнее время поступает на кондукторов и водителей! Вот некоторые из них:

- две недели назад произошла потасовка между водителем автобуса №11 и пассажиром, последнего просто выкинули из салона;

- днем позже водитель 85 маршрута сбил у Дома обороны 27-летнюю девушку.

Да и, по статистике, только за прошлый год из сферы общественного транспорта уволили больше ста человек. Всего же на горячую линию Тюменьгортранса поступило больше 200 тысяч звонков с жалобами!

Первое наблюдение: кондукторы и водители Тюмени готовы стоять друг за друга горой

Провести такой эксперимент предложила кондуктор 85 маршрута Татьяна Нуйкина. Она прочитала мое мнение, опубликованное в "Нашей Газете", и решила позвонить в редакцию - выступить в защиту своих коллег, рассказать о нелегком труде кондукторов и водителей, а также предложить журналисту на себе испытать все тягости работы в общественном транспорте.


Второе наблюдение: нужно быть жаворонком, чтобы работать кондуктором

В день эксперимента я решила встать пораньше, чтобы не опоздать. Пораньше - это примерно в 4:30 утра, потому что уже в в 7:15 автобус выезжает на линию.

Увы, будильник подвел меня. Я проснулась в начале шестого. Пришлось пожертвовать завтраком и сократить время на сборы.

Впереди предстоял неблизкий путь - нужно было ехать на базу ПТПА, где проходят утренние раскомандировки. Слава Всевышнему, на выручку пришел муж и за 20 минут доставил меня на «новую работу». Не опоздала!

Третье наблюдение: большинство кондукторов Тюмени — пенсионеры.

Я пришла на базу, зашла в диспетчерскую, где обычно происходит утреннее планирование рейсов. В помещении на первом этаже было много народу: водители, кондукторы, диспетчеры.

Позже водители разошлись по автобусам, а кондукторы тем временем остались в помещении - ждать, когда диспетчер вызовет их и отправит на нужный рейс.

Я обратила внимание, что билетёры тюменских автобусов, в основном, женщины зрелого возраста. Много пенсионеров. Но что удивительно: они были на столько бодры, активны и веселы, что я засмущалась, потому что, в отличии от них, сидела словно сонная тетеря. Очень сильно хотелось спать!


Четвертое наблюдение: нужно смотреть в оба, иначе пропустишь "зайца"

Спустя несколько минут меня отправили на смену. Маршрут №85. Я - в качестве помощника, смотрю за работой кондуктора и реакцией пассажиров.

Люди, несмотря на раннее утро, вежливы. Но некоторые косятся в мою сторону, если я их слишком долго обилечиваю. Одна пассажирка даже возмутилась: мол, ей забыли дать билет.

Критика была обоснованной: я взяла 18 рублей за проезд, но вот билет дать, честно признаюсь, просто забыла! С непривычки, особенно в час пик, очень тяжело успеть за одну остановку обилетить всех пассажиров.

Представьте, сколько операций совершает кондуктор за считанные минуты. Это и расчет, и обилечивание, и контроль, а иногда и консультации на тему «куда и как доехать». На все про все - не больше 5 минут!



Вот и сегодня, 27 марта, совместно с кондуктором я должна была своевременно выполнить все эти манипуляции. Увы, у меня не вышло. Я то пассажира пропущу, то не замечу, как какой-нибудь «заяц» сидит, смотрит в окно и помалкивает, что он еще не оплатил за проезд.

Но кондуктор Татьяна - большая молодец, постоянно спасала меня и хорошо поставленным голосом говорила: «Рассчитываемся за проезд, передаем деньги!». После этой фразу все пассажиры сразу же начинали тянуться к своим кошелькам.


Пятое наблюдение: молодежь Тюмени не уступает места взрослым

Кажется, что по утрам в автобусе помещается почти половина Тюмени - чувствуешь себя, словно в консервной банке. Даже ступить некуда. А кондуктору нужно добраться до каждого, взять деньги за проезд, дать билет, иначе его могут наказать за невыполненную работу.

27 марта во время эксперимента в автобус заходили и пенсионеры, и молодые мамы, и студенты, и школьники. Но особенно меня поразила молодежь: на одной из остановок вошла женщина с ребенком 3-4 лет, а молодые девочки даже не подумали уступить им место!

Малыш занял сидячее место только тогда, когда его мама попросила школьницу встать. Девочка поднялась, но невооруженным взглядом было заметно, как она недовольна.

Вывод: работать в автобусе — адский труд!

Водитель всю дорогу сидит на месте, а кондуктор, наоборот, проводит трудовую смену на ногах. Что первое, что второе - тяжелый труд. Тело затекает, все время трясет, качает из стороны в сторону. А еще, на ходу, нужно обслужить пассажиров, причем качественно, чтобы не пожаловались, и тебе не прилетело от начальства.

При этом зарплаты в этой сфере невысоки. Работники 85 маршрута отнекиваются и не говорят о своем доходе, но, согласно общедоступным данным, кондуктор муниципального транспорта получает 50 рублей за час (с 1 апреля - 56 рублей), водитель зарабатывает 74 рубля за час (с 1 апреля - 90 рублей).

Цифры и статистика:

Основной график работы: два через два (первый день — 11 часов без обеда и отдыха; второй день — 15 часов без обеда и отдыха).
На работу водитель и кондуктор встают в 3.40 минут. Должны быть на базе (рабочем месте) в 5.00. Официальный развоз пассажиров начинается в 5.40 минут. Самый поздний маршрут заканчивается в 22.58 или 23.00.

Комментариев нет:

Отправить комментарий