вторник, 17 марта 2015 г.

Москва: Нестареющая железная душа


Реставрацией старинных автомобилей сегодня никого не удивишь. А если необходимо отреставрировать целый вагон метро? И не просто восстановить внешний вид, а поставить «на ход», то есть восстановить еще и всю электрическую начинку. Решить эту непростую задачу предстоит работникам электродепо «Измайлово».

В электродепо «Измайлово» реставрируется единственный сохранившийся вагон самой первой серии «А».

— Техника, конечно, старая, но надежная, сделанная капитально, — рассказывает бригадир электродепо «Измайлово» Борис Ганеев. Он пришел работать на метрополитен в 1962 году и еще застал серию «А» на линии.

Мы попали на процесс восстановления электрических цепей: внутренности вагона вывернуты наружу, электромеханики «прозванивают» провода, чтобы определить, какие из них пригодны для использования. Свет налобных фонариков выхватывает оголенные концы медной проволоки. При реставрации приходится полагаться на опыт и профессионализм мастеров. Технической документации по вагону не сохранилось, но в историю ветеран подвижного состава уже попал. Мэтры отечественной кинематографии Михалков, Говорухин, Кончаловский не раз снимали его в своих фильмах.


Дух ушедшей эпохи явственно ощущается в салоне. Над мягкими кожаными диванами висят светильники, больше похожие на бра.

— В вагонах было очень светло, — рассказывает Борис Ганеев. — Пассажиры наши в то время были очень читающими людьми, и хороший свет был для них весьма важен.

Поручни больше современных и выглядят так, будто предназначены для настоящих богатырей. Основательность при проектировании в те далекие времена приветствовалась. А вот необычная выемка внизу вагонных дверей. Оказывается, когда ответственный за строительство московского метро Лазарь Каганович принимал готовый объект, то при выходе из вагона ему прижало дверями пятку.

«Если уж меня прищемило, то как будут чувствовать себя пассажиры? Нужно что-то придумать», — обратился к инженерам «железный нарком». Тогда сделали специальную выемку. Впрочем, приводной механизм дверей в серии «А» был менее мощным по сравнению с современными аналогами. Пассажиропоток в те времена был куда меньше, так что даже в час пик в вагонах было гораздо свободнее.


В вагоне сохранилась и кабина машиниста со всеми органами управления, над которыми мастерам тоже придется поколдовать, чтобы хромированные рукояти и металлические рычаги снова ожили. Возможно, будет восстановлен и складной столик рядом с сиденьем машиниста — приспособление, предназначенное для того, чтобы перекусить и попить чаю. Сегодня нам даже трудно представить, что машинист мог есть прямо в кабине. Еще одно открытие — хромированный стеклоочиститель на ручной тяге: щетка снаружи, а рукоять внутри кабины. Потом установили электромотор, но рукоять сохранилась. Метрополитеновцы обещают закончить реставрацию к юбилею.


— Мытищинский завод поставил для Московского метрополитена 111 вагонов типа «А». И на 80-летие метро, которое будет отмечаться в ближайшие к 15 мая выходные, мы покажем москвичам исторические вагоны. Всех деталей пока раскрывать не стану, пусть это будет сюрприз, но советую не пропустить это зрелище. Самый первый вагон метро там будет обязательно! — рассказал директор Народного музей Московского метрополитена Константин Черкасский.

Автор текста: Геннадий Окороков
Фотографии из блога Степана Голикова (metroblog.ru)