"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Пусто место не бывает
Разворотное кольцо на ул. Воронянского. Самое проблемное место сейчас для водителей автобуса в Минске, как они сами говорят. Даже днем здесь стоит около сотни автомобилей, владельцы машин паркуются вторым рядом. В узких местах пространства ровно столько, чтобы проехал общественный транспорт. Ни больше, ни меньше.
— По графику я здесь должен стоять около 2—3 минут. Но все это время уходит на лавирование между легковушками. Невозможно вывернуть, особенно в поворотах. Назад же сдать я не могу! Получается пробка. Не раз уже ГАИ вызывали, когда не было возможности проехать. Но пока найдут водителя, пока тот переставит машину — столько времени теряется. Ай, не будет здесь толку! С 20-го января обещали сократить маршруты, однако ничего не изменилось.
Андрея Зырянова, начальника отдела дорожной инспекции Минской ГАИ, мы попросили выехать с нами на место. Он сразу назвал контраргументы:
— Во-первых, нужно поймать нарушителя с поличным. Пока мы не можем сделать фотографию и прислать штрафную квитанцию по месту регистрации автовладельца или установить блокиратор колеса (их по законодательству размещают только на транспортные средства с массой более 3,5 тонны). В любом случае нужно ждать водителя. Но организовать дежурство инспектора нереально: личного состава и так не хватает. Во-вторых, штрафовать-то, собственно, некого. Здесь изначально была парковка для автомобилей, и стоянка запрещена только в зоне действия знака «Остановочный пункт». Посмотрите, рядом жилые дома. Установка запретов лишь усугубит конфликт и не решит проблему. Вопрос: куда ставить автомобили? Альтернативы же нет.
— Проблема в том, что вообще допустили такой микс: машины, автобусы... Нет четкой границы, не установлены правила игры, — говорит председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Излишества — это возможность экспансии для легковых автомобилей. Зачем разворотному кольцу огромная площадь, как на ул. Воронянского? Места должно быть ровно столько, чтобы мог проехать автобус. Если нужно разворотное кольцо, то оно должно быть экономичным и выделено конструктивно — с четкой разметкой, бордюрами, знаками и т. д. Чтобы было понятно — это территория общественного транспорта. Тогда туда никто не заедет. Никто же не паркуется на трамвайных путях. А если все-таки рискнет, то будет осужден всеми участниками процесса. Это законы психологии, которые редко учитываются в наших дорожных условиях. Остальную часть площади рационально было бы использовать как обособленную парковку для жильцов квартала — также с четкими границами, обозначенными конструктивно.
Как раз в этом году запланирован капремонт ул. Воронянского. Транспортники предложили администрации Октябрьского района предпринять такие меры: «обустроить площадку высадки пассажиров», «конструктивно обособить разворотное кольцо», «нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки, исключающие парковку», «организовать контроль за автовладельцами».
Тактика и стратегия
Следующая остановка — на ул. Радужной. Прямо напротив торгового центра «Радзивилловский» еще одно разворотное кольцо — автобуса 73-го маршрута. Часть площадки отведена для парковки. Но легковушки и грузовички стоят и возле знака «Остановочный пункт».
— Убрать автобус 73-го маршрута — значит, оставить без транспортной связи микрорайон Веснянка и центр города. Разворотное кольцо тут необходимо, — считает начальник контрольно-ревизорской службы ГУ «Столичный транспорт и связь» Андрей Илларионов. —Хотя, конечно, можно рассмотреть вопрос об изменении схемы движения. Но сейчас выезда на второе городское кольцо с ул. Тимирязева нет, и это будет затруднительно.
Однако вести речь об очередном половинчатом решении, думается, нет смысла. Ведь корень проблемы в лишнем пространстве и размытом предназначении площадки: то ли парковка, то ли остановка автобуса. Опять-таки нет четких границ, элементов городской среды, указывающих на предназначение этого куска асфальта. Знак и разметка — лишь формальность, они запрятаны и не видны.
— Транспортники хотят оставить резерв, — считает Юрий Важник. — Закончится реконструкция ул. Тимирязева, и по ней пустят троллейбусы. Вдруг и разворотное кольцо на что сгодится? Проблема глубже — нет стратегии развития общественного транспорта, поэтому остаются такие непонятные площадки. Более того, всю эту площадь, включая автостоянки, расположенные вдоль ул. Радужной, и разворотное кольцо, когда-нибудь отдадут под третье транспортное кольцо. Я вообще не понимаю, почему этого не было предусмотрено при реконструкции ул. Тимирязева. Как будет организована развязка на пересечении двух магистралей?
Термин «терминал»
Очередная остановка возле ТЦ «Ждановичи». Самое интересное, что проблема возникла не на разворотном кольце и даже не на первой остановке, которая называется «Продовольственный рынок». Обычно сложности у водителей автобусов и маршруток возле «Мира моды».
Но когда мы подъехали, возле остановки «Полевая» (это рядом с «Миром моды») было припарковано всего несколько автомобилей. Проблемы нет? Правда, все вскоре прояснилось: замечаем на лобовом стекле одной из машин предупреждение от ГАИ. Тут только что был экипаж ДПС.
Сдерживание незаконной парковки силовым способом — довольно дорогая и малоэффективная мера, считают эксперты. Нужны принципиальные, а не половинчатые решения.
— Честно говоря, мы рассматривали такой вариант, — признает Андрей Зырянов. — Но посмотрите, здесь нет пешеходных путей, а значит, люди пойдут прямо по проезжей части. А сделать больше выходов — значит, будет больше ДТП с пешеходами. Сейчас их сдерживает это непрезентабельное ограждение.
— Номинальное решение от проблемы не избавит, — подтверждает Андрей Илларионов. —Надо, чтобы и контроль был, и ограждения. А если автобус сломается — то была бы возможность либо объехать его, либо эвакуировать.
— В Швеции применяют такое решение, — рассказывает Андрей Зырянов. — Посередине полосы для общественного транспорта уложена брусчатка из крупных камней, почти булыжников. Колеса автобуса едут по асфальту — это ему позволяет ширина оси. А вот водителю легковушки придется очень тяжело, если он рискнет выехать в этот ряд. Он может повредить подвеску.
Такая же проблема с разворотным кольцом на ул. Колесникова. Его соединили с железнодорожным остановочным пунктом «Лебяжий» небольшой улочкой, протяженность которой примерно 600 метров. По ней бы запустить автобусы, маршрутки. Такие планы были у транспортников: хотели продлить схему движения автобусов 83э, 121, 101, 125, 140 буквально на одну остановку. В таком случае швейцарская электричка могла хотя бы частично разгрузить метро и обеспечивать транспортную связь с Домбровкой, Каменной Горкой, Кунцевщиной. Но автобусы не пошли — 600-метровую улочку заполнили припаркованные машины. По-хорошему там тоже должен быть полноценный терминал. Но интеграции двух транспортных систем, увы, не произошло.
Зачем британские транспортники выворачивают «карманы»
Еще одна проблемная остановка расположена на ул. Кропоткина рядом сразу с несколькими общежитиями. Гравитационная модель в действии! С обеих сторон в зоне действия запрещающих знаков стоят несколько десятков машин, но на самой остановке еще не паркуются.
— Водитель высаживал пассажиров прямо во втором ряду.
— Я был ошеломлен, узнав, сколько на Западе проектируют остановку общественного транспорта. Шесть месяцев! — продолжает Юрий Важник. — Думаю, у нас решение принимается за несколько секунд. Проблема в чисто умозрительных представлениях. В проекте припаркованных автомобилей нет, все выглядит аккуратно и прилично. А в реальности там оставляют машины. Например, на ул. Седых автобусу нужно отклониться примерно на 7 метров, выныривая из «кармана», — иначе он упрется в автомобили, оставленные в крайней правой полосе. У нас общественный транспорт прячут в «карманы» как что-то ненужное, мешающее легковым машинам. А в Великобритании остановки, наоборот, выпячивают. Правда, для нас это звучит дико? А в цивилизованных странах это норма.
Проект остановки в Великобритании
Вот и сейчас автобус остановился в крайней левой полосе. Похоже, это уже стало привычкой. Иначе выехать из «кармана» просто не получится.
Один из западных способов, кстати, применяется в самом центре Минска: на ул. Городской Вал для ограничения парковки машин (стоявшие автомобили мешали выезду автобусов и троллейбусов с разворотного кольца) установили сепараторы. Правда, это временная мера, и уже обнаружилась специфика использования их в наших условиях. Как оказалось, они мешают уборке улиц. Но эксперты не отступают от своих позиций: это должно быть решено конструктивно, тогда и у коммунальщиков претензий не возникнет.
— Это дилемма между свободой и целесообразностью, — подытоживает Юрий Важник. —Машина — олицетворение свободы: еду куда и когда хочу, ставлю где посчитаю нужным. Общественный транспорт — это целесообразность. Но в автобусе может ехать 160—175 человек сразу, а то и больше. А три из четырех машин в Минске везут только одного водителя. Так кому должен отдаваться приоритет? Тридцати автомобилям или одному автобусу? На ул. Кальварийской, мы посчитали, примерно половина людей едет в автомобилях, а другая половина — в общественном транспорте. Когда мы оптимизировали движение, нас благодарили водители. Но я ведь понимаю, что это половинчатое решение. Кому дополнительный ресурс важнее? Пока преимущество за машинами. Ведь принимают решение сами автомобилисты.
оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий