воскресенье, 29 марта 2015 г.

Москва: «Площадь Революции» — под бдительным взором бронзовых глаз.


Две недели прошло с предыдущего закрытия, и вот пришло время Арбатско-Покровской линии. Сегодня центральный участок АПЛ от «Киевской» до «Курской» закрыт на ремонт на сутки.

Репортаж сегодня будет с одной из самых знаковых станций для Москвы — с «Площади Революции». Станция строилась в рамках II очереди и была открыта на Арбатской-Покровской линии в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» 13 марта 1938 г. Для Московского метро это было всего лишь второе продление. После открытия участка в метро появились две отдельные линии: «Сокольники» — «Парк Культуры им. Горького» и «Киевская» — «Курская».

Как и в прошлое закрытие, основные работы ведутся на верхнем строении пути.

Заглянем и в тоннели. На трёх из четырёх тоннелей, отходящих от станции, расположены камеры съездов. Сначала I путь в сторону «Курской». Слева примыкает ССВ с Замоскворецкой линии, она построена вместе со станцией.

Теперь самая интересная камера съездов: II путь в сторону «Арбатской». Сейчас поезда с пассажирами идут по правому тоннелю на ст. «Арбатская», но так было не всегда. До 5 апреля 1953 г. поезда шли по левому тоннелю и выходили на станции, которая сейчас называется «Александровский сад», в 1938 г. была «Улицей Коминтерна», а с декабря 1946 г. по ноябрь 1990 г. носила название «Калининская». Сейчас по этому маршруту поезда каждый день ходят с Филёвской линии в ТЧ «Измайлово», но уже без пассажиров.

Параллельный I путь и такая же камера съездов. Сами камеры тоже уникальны: они были сооружены без перерыва движения поездов, сначала была построена камера, а потом разобраны тюбинги старого тоннеля. Но в лотке остались старые тюбинги.

А теперь воспользуемся моментом и хорошенько осмотрим одну из самых красивых станций Московского метро, памятник истории и культуры, творение таких великих мастеров, как архитектор А. Н. Душкин и скульптор М. Г. Манизер.

Станция — пилонная. Между центральным и боковыми залами были сделаны 10 проходов. Каждый проход изначально был обрамлён четырьмя бронзовыми скульптурами. Таким образом, всего на станции было 80 скульптур, но каждая фигура повторяется 4 раза, то есть уникальных образов только 20. Скульптуры размещены попарно вокруг прохода, в углу пилона, при этом одни и те же пары скульптур расположены и с внешней, и с внутренней стороны двух противоположных относительно центрального зала проходов. Поскольку скульптуры несимметричны, то для сохранения своего задуманного положения и во избежание необходимости делать зеркальные пары они расположены в проходах крест-накрест.


Стены отделаны уфалейским мрамором.

Над дубовыми сидениями — инкрустации мраморного оникса.

Раньше на станциях было гораздо больше таких вот металлических указателей.

Обрамление вентиляционной решётки.

Итак, изначально проходов было десять, но сейчас их только восемь. Кроме того скульптур уже только 76, вместо бывших 80-ти. Почему так?

Перед Вами наклонный ход, выводящий в западный вестибюль, объединённый с вестибюлем ст. «Театральная». Этот вестибюль работает с самого первого дня работы станции, кроме того до 1946 г. только через него можно было сделать пересадку на Горьковско-Замоскворецкую линию. Перехода в центре зала ещё не было. Не было на станции и гермозатворов, полностью закрывающих центральный зал. Гермозатвор поднимается из пола станции, его хорошо видно в проёме зала. При его установке пришлось закрыть первый проход между пилонами. Скульптуры при этом остались на своих местах.


Теперь посмотрим какие скульптуры присутствуют на станции:

Первая пара, та самая, что лишилась арки: революционный рабочий.

И ещё один.

Вторая пара: матрос с Авроры.

И крестьянин с берданкой.

Дальше скульптуры рассказывают о жизни страны в 1938 г. Соцреализм во всей красе.

Матрос сигнальщик с линкора Марат — это самый мощный корабль в СССР того времени в действительности бывший линкор Р. И. Ф. Петропавловск.

Девушка-парашютистка.

А эта замечательная девушка на самом деле «ворошиловский стрелок». На груди у неё значок.

А на неё во все глаза смотрит пограничник с собакой — самая известная скульптура.

Ну и, наконец, всеми любимая собака. Или собаки, их же четыре. У всех четырёх носы натёрты до блеска и даже порядком стёрты. В каждом уважающем себя городе есть что-то, что надо потереть на удачу. В Стокгольме, например, маленького мальчика в старом городе, в Осло — сердитого малыша во Фрогнер-парке, в Вероне — грудь Джульетты. А в Москве — этого пса. Собаку зовут Индус (так звали собаку самого известного пограничника-инструктора Н. Ф. Карацупы), но все привыкли звать её Мухтар. А мальчик Травка из замечательной детской повести 50-х звал её Вихрь.

Метростроевец с отбойным молотком.

Замечательная пара. Молодой смущённый механизатор...

Отвернулся от весёлой птичницы.

Студент.

И студентка. Не смотрят друг на друга, все в учёбе.

Молодой перспективный инженер.

Футболист.

И спортсменка-дискобол. Она явно используется так же, как Джульетта в Вероне. Правда, Мухтар популярнее.

Мама с мальчиком.

Вид на наклон в вестибюль 1947 г.

В 1974 г. был открыт ещё один переход между станциями «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»). Выходы из него расположены перед примыканием наклонного входа старого вестибюля.