понедельник, 30 марта 2015 г.

Баку: Бортовое оборудование в автобусах. Почему водители его игнорируют?


Все, кто пользуется в Баку общественным транспортом, а именно автобусами, наверняка обращали внимание на оборудование, установленное напротив водителя и напоминающее монитор компьютера. Такие имеются не только в недавно доставленных в столицу автобусах, двигающихся по маршрутам №61 и 65, но и в тех, что ходят по столичным дорогам уже не первый год.

Какова же была радость горожан, когда они узнали, что данное бортовое оборудование предназначено не только для информирования водителя о тех или иных параметрах, но и, грубо говоря, для слежки за ним.

А что, учитывая, как ведут себя подчас бакинские водители, такая мера далеко не лишняя. Об этом свидетельствуют и жалобы, часто поступающие в нашу редакцию.

На что чаще всего жалуются граждане? На то, что водители нагло курят в салоне, несмотря на замечания, грубят, превышают скорость, устраивают гонки за графиком, беззастенчиво и рискуя жизнями пассажиров болтают во время вождения по телефону. Обидно, конечно, что на шоферов не действует недовольство и возмущение пассажиров. Но появилась надежда, что страх оказаться застигнутым на месте "преступления" заставит их перестать портить воздух в салоне и больше думать о безопасности людей.

Приходится признавать, что многие водители полностью игнорируют указанное бортовое оборудование. Не раз сам был свидетелем того, как водители открыто дымили сигаретой прямо перед "глазом" камеры наблюдения, разговаривали по мобильнику, отвлекаясь от дороги, устраивали перепалки с пассажирами, оскорбляя граждан.

В чем же причина такого безразличия? Может быть, это оборудование установлено просто для галочки? Или оно повсеместно технически неисправно? Или водителям просто дана свобода действий? Ведь, видя такое отношение шоферов к призывающему их к порядку прибору, пассажиры делают совершенно закономерный вывод – оборудование не выполняет своих функций.

Пару дней назад в одной из столичных маршруток я заметил, что водитель спокойно разговаривает по мобильному телефону и одновременно курит. То, что камера бортового оборудования нацелена на него, похоже, его совершенно не беспокоило. Я не выдержал и обратился к водителю с вопросом, а не опасается ли он, что нарушения будут зафиксированы и ему придется нести за это наказание?

На это он только усмехнулся и сообщил, что никогда не привлекался к ответственности из-за показаний с камеры. "Когда хочется курить – курю, ну, или иногда прикрываю камеру чем-нибудь. А бывает, что даже не прикрываю"...

На примере этого шофера можно сделать вывод, что в большинстве водители автобусов уверены в своей полной безнаказанности. А кто, вообще-то, должен призывать их к ответственности? Предприниматель-перевозчик или Минтранс?

Конечно же, требовать безупречного порядка в этой сфере от ведомства было бы несправедливо. Ведь не министерство нанимает на работу водителей, не так ли? Значит, большая ответственность в этом вопросе лежит на предпринимателях. Они должны вести с шоферами просветительскую работу, доступно и жестко пояснять, что можно делать за рулем пассажирского автобуса, а чего нельзя. Очень сомнительно, чтобы эту работу среди водителей проводили, судя по их поведению, они либо вообще не в курсе правил, либо им разрешено их нарушать.

В этой связи хотелось бы коснуться и вопроса профессионализма водителей. Бывает, что за руль в автобусе сажают тех, кто просто умеет водить. Разве этого достаточно? Ведь пассажирский автобус – это не легковушка и не "КамАЗ". Это вид транспорта, водитель которого берет на себя ответственность за десятки жизней.

Не последнюю роль играет и внешний вид водителя. Водитель пассажирского транспорта обязан выглядеть прилично, чисто, подтянуто. В протертых тапочках и мятых трениках можно управлять собственным автомобилем, но показываться на глаза пассажирам – недопустимо. Не секрет, что на многие маршруты водители выходят именно в таком облике. Справедливости ради отмечу, что для водителей маршрутов №65 и 61 предприниматель-перевозчик ввел единый дресс-код, и это сразу поменяло атмосферу в салоне.

Хороший пример, которому надо бы последовать и другим перевозчикам.

А теперь хочу вернуться к чувству безнаказанности у некоторых наших водителей. Порой приходится слышать от пассажиров, что мол, виноват Центр интеллектуального управления транспортом – установил оборудование, а за нарушениями не следит. Но тут есть важный момент – Центр не обязан в одиночку бороться с нерадивыми водителями. Задача этой структуры - фиксировать нарушения со стороны шоферов посредством бортового оборудования и передавать информацию предпринимателю-перевозчику. А вот перевозчик как раз и обязан принять меры в отношении нарушителя в соответствии с азербайджанским законодательством.

Главное управление дорожной полиции города Баку тоже не должно сидеть сложа руки и надеяться на то, что Министерство транспорта самостоятельно разберется со всеми проблемами. От дорожной полиции тут тоже хотелось бы видеть большей активности.

Так что же с бортовым оборудованием? Работает оно или нет? Работает. Оборудование-то работает…