воскресенье, 22 марта 2015 г.

Трамвай Сан-Франциско


Трамваи Сан-Франциско — это и живая история, и удобный вид городского транспорта, считают жители города. Весело позванивающие и погромыхивающие по улицам старички-трамваи помогают создавать неповторимое настроение красавца Фриско. Потому-то город от них не только не отказывается, но и, восстанавливая старые трамвайные линии, прокладывает новые.


А вот московские трамваи стали как-то незаметно исчезать. То одну линию сняли, то другую. Этот самый демократичный вид транспорта стал анахронизмом, чем-то ужасно старомодным. Жаль...

Мне, например, иногда приходится в Москве добираться от проспекта Мира до Белорусской. Уверяю, ничего удобнее (и приятнее) трамвая номер 7 нет. Он идет по симпатичным и зеленым московским закоулкам. А чего стоит поездка-экскурсия на трамвае 39-го маршрута, идущем от метро Университет до Чистых прудов?

Но почему-то у многих собеседников мое пристрастие вызывает, мягко говоря, легкое недоумение. Как будто я приезжаю на встречу на каком-то совсем уж антикварном транспорте, динозавре на колесах. Неужели трамваи приговорены? Неужели нельзя спасти этот кусочек городской истории, да еще и принести пользу городу? Опыт Сан-Франциско показывает, что можно.

Собственно говоря, трамваи сегодня — это эмблема города, как и знаменитый Золотой мост. Они воспроизводятся в сувенирной продукции, на рекламных фотографиях, в туристических проспектах. Ни один фильм о городе немыслим без его колоритных трамваев.

Так вот получилось, что здесь не только не отказались от этого вида транспорта, хотя такие попытки и предпринимались, но смогли превратить трамвай в чуть ли ни в главную туристическую достопримечательность.


Сан-Франциско весьма бережно относится к трамвайным линиям и одновременно собирает старые вагоны по всему миру. Благодаря стараниям городских властей и энтузиастов в Сан-Франциско существуют два замечательных мобильных музея, экспонаты которых перевозят тысячи туристов и местных жителей. "Обитатели" одного из них — это знаменитые "кейбл-кары", небольшие вагончики, ползающие по холмам Сан-Франциско, цепляясь за проложенный под землей движущийся трос. Они многократно оказывались героями американских кинофильмов. Помните, к примеру, как эффектно участвуют трамваи в погонях, без чего, как известно, боевик не может существовать? Звенят и грохочут по крутым улицам города наперегонки с полицейскими машинами так, что дух захватывет!

Поездка на "кейбл-каре" — настоящее удовольствие, особенно если удастся занять место, обеспечивающее хороший обзор города. Но смотреть стоит не только по сторонам, не меньшего внимания заслуживают и вагоновожатые, которые виртуозно — вручную! — с помощью огромных рычагов управляют вагончиком. И хотя "кейбл-кар" — это достаточно удобный, хотя и неторопливый вид транспорта, местные жители им практически почти не пользуются. Причина проста: слишком большой популярностью пользуются они у туристов, а конкурировать с этим динамичным племенем мирным обывателям сложно.

Сейчас, когда туристический бизнес в США на подъеме, на конечных остановках "кейбл-каров" стоят огромные очереди, а идут они по городу все "увешанные" пассажирами. Зато пока еще без особых проблем можно прокатиться на экспонатах другого музея. Это привычные, хорошо нам знакомые обычные трамваи. Единственная особенность — все они весьма почтенного возраста. Они курсируют по линии F, которая тянется по знаменитой набережной Эмбаркадеро через весь центр города.

Возвещая звонком о своем приближении, они неторопливо следуют по центральной улице Сан-Франциско — Маркет-стрит, а импозантные вагоновожатые с достоинством, ведь они муниципальные служащие, приветствуют пассажиров. Утром, когда туристы еще спят, трамвай, как мне самому удалось не раз наблюдать, заполняется местной публикой среднего достатка. Многих пассажиров вагоновожатый знает по имени, помнит, где "гостю" надо сойти, что ему сказать и о чем спросить.

Днем "водитель антиквариата" готов выступить в роли гида-профессионала, лучше всех знающего, как и на чем добраться до любой точки города и где надо покинуть его вагон. Общаться с такими вагоновожатыми — одно удовольствие. Все они радушны, наделены чувством юмора и с веселыми комментариями ведут свой "корабль" меж рифов городского движения.

Туристы из разных стран иногда просто замирают в изумлении, не веря своим глазам, поскольку им кажется, что видят трамваи своего детства.

И это не обман зрения — по улицам Сан-Франциско действительно проплывают вагоны, появившиеся на свет в самых разных странах в первой половине XX века. Больше всего на линии, конечно, американских трамваев. Это заслуженные ветераны. Большинство построены в 1946—1948 годах, однако есть вагоны и более почтенного возраста. Самый старый "родился" в 1895 году.

Кроме того, по линии F регулярно бегают примерно десять итальянских трамваев из Милана, построенных в 1928 году. Время от времени на рельсы выходят и представители других стран — Англии, Португалии, Японии, Австралии, Бельгии, Германии. Но в щадящем режиме: их берегут, не заставляют работать каждый день. Есть в коллекции музея и трамвай из России, но он, к сожалению, уже давно находится в ремонте. А поскольку запчастей к нему нет, то восстановительные работы затягиваются.

Каким же образом появился в Сан-Франциско наш трамвай? В начале 1980 годов здесь так же, как во многих других городах мира, трамваи были сочтены устаревшим видом транспорта. Трамвайные маршруты стали закрывать. Так, когда под Маркет-стрит проложили метро, то сочли ненужной и линию на ней. А отпраздновать такое достижение технического прогресса решили Фестивалем трамваев, собрав "пенсионеров" для последнего парада.


Фестиваль горожанам очень понравился и стал проводиться ежегодно. Причем каждый раз ряды его участников пополнялись трамваями из других стран. Было решено пригласить и Советский Союз, великую трамвайную державу. И 27 января 1987 года генеральный консул СССР Валентин Каменев передал мэру Сан-Франциско Дайан Файнстейн вагон, который носил тогда гордое название "Трамвай "Желание мира". Москва как бы идейно углубила название знаменитой пьесы Теннеси Уильямса. Жители Сан-Франциско оценили этот жест — на Интернет-сайте музея говорится, что дар нашей страны "помог растопить холодную войну — пусть даже если только на немного".

Говорят, что во время фестиваля 1987 года наш трамвай пользовался невероятной популярностью. Что же касается его биографии, то он был построен в 1922 году и до 1960 года бегал по Москве, а потом переселился в Орел, где в 1982 году его отправили "на пенсию". Подсчитано, что за свою трудовую жизнь он перевез примерно 1,75 миллиона пассажиров.

Сам же Фестиваль трамваев стал столь популярен, что возникла идея — почему бы не сделать его постоянным и не пустить антикварные трамваи по старой линии? Так и произошло — и в 1995 году исторические трамваи начали регулярное движение по Маркет-стрит, а к 2000 году линия удлинилась почти вдвое и стала проходить по набережной. В ближайшее время откроется и вторая линия.

Туристы постепенно захватывают и этот маршрут, поняв, что он один из лучших (и недорогих) способов перемещения по центру города. Во время командировок в Сан-Франциско я с огромным удовольствием пользуюсь этой трамвайной линией, позволяющей мне вообще не ездить на машине в этом не очень удобном для автомобилистов городе. Но если четыре года назад в вагонах всегда было много свободных мест, то теперь днем в них не протолкнуться.

Опыт Сан-Франциско показывает: рано еще списывать трамваи. Здесь они перевозят тысячи туристов и горожан, принося городу доход и не причиняя его экологии ущерба.