суббота, 14 марта 2015 г.

Скоростные поезда в Китае

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Шанхай! Одна из самых ярких мировых столиц! Финансовый центр Азии! Символ современного Китая. Город, поражающий воображение! Шанхай знают все. Многие им бредят. И многие хотели бы тут жить.

Юяо. Промышленный городок в трех сотнях километров от Шанхая. В Юяо живут и работают всего несколько сот тысяч жителей (что по китайским меркам ничтожно мало). В Юяо фабрики и заводы. Заводы и фабрики. В Юяо один большой шопинг-молл. И еще несколько караоке-баров. Юяо не знает никто. И, поверьте мне, тут никто бы не хотел жить.

Мне нужно было приехать из Шанхая в Юяо. Встретиться тут с одним китайцем. Переговорить. Пообедать. И уехать обратно.

- Как мне добраться из Шанхая в Юяо? – спросил я у своих китайских друзей. 

- О, в этом нет ничего сложного. Ты прилетишь в Шанхай. Сядешь там на поезд и уже через пару часов будешь в Юяо. 

- На поезд? 

- Ну да, там ходят скоростные поезда. Быстрые и комфортные. Тебе понравятся, – ответили мои жизнерадостные узкоглазые приятели и написали мне иероглифами называние железнодорожной станции. 

На следующий день утром я уже стоял в центре этой железнодорожной станции. Стоял с широко раскрытыми глазами. И, разумеется, я не смог удержаться, чтобы ни достать камеру и сделать несколько десятков снимков.



На что это похоже? На гигантский аэропорт? На космодром? На кадр из фильма про будущее? Нет, ребята, это китайский вокзал. Гигантское здание. Футуристичная архитектура. Лифты, эскалаторы, десятки и сотни информационных табло, мраморный пол, наполированный до зеркального блеска, живые пальмы, комфортная температура, идеальная чистота. Тут одновременно находится несколько тысяч человек. Но все они так равномерно распределены в общем гигантском пространстве, что не создается ощущение толпы, свойственное вокзалам. 

Тут расположены и рестораны, и Макдональдс, и Старбакс, и брендовые магазины. Тут есть и зоны отдыха, и игровые площадки для детей. В кассе для покупки билетов есть специальное окошко для иностранцев. Взрослая и серьезная китаянка в очках продает билеты «лаоваям» с таким видом, будто они – ее ученики, а она – преподаватель английского. 

На этот вокзал не приезжают обычные поезда. Тут поезда скоростные. Дело в том, что сейчас Китай отстраивает по всей стране гигантскую паутину скоростных железных дорог. Эта паутина уже сейчас связывает между собой десятки стратегических миллионников. А в ближайшие несколько лет она будет накрывать собой в прямом смысле всю страну. 

Такие поезда – это великолепная альтернатива сразу двум видам транспорта. Во-первых, автомобилям. Раньше, чтобы попасть из одного города в другой, нужно было брать машину, долго стоять в городских пробках, выезжать на автостраду, платить за дорогу (дороги в Китае платные), заправляться и ехать со скоростью 100 километров в час в соседстве с безумными китайскими водителями грузовиков. Теперь на скоростном поезде это можно сделать в три раза быстрее и в три раза дешевле. При этом вы проведете время в комфортных условиях и не устанете за рулем. 

А во-вторых, это альтернатива самолетам. Потому что сейчас практически из любого крупного города в другой крупный город можно не только долететь на самолете, а еще и доехать вот на таком скоростном поезде. Зачастую это намного удобнее. И всегда дешевле. И это работает. 

На вокзале все пассажиры ждут своего поезда в общем зале ожидания. И только когда скоростной поезд подают на платформу и он открывает свои герметичные двери, пассажиров приглашают на посадку. Система посадки тут такая же, как и в аэропортах. Именно поэтому на самих платформах всегда пустынно и безупречно чисто.



Покупка билетов, поиск нужного выхода на платформу, путь из зала ожидания до поезда – все это организовано настолько логично и предсказуемо, что разобраться в этом сможет любой. Даже «лаовай». И даже «лаовай», который прилетел в Китай впервые и только что. 

Поезда приходят вовремя. И уходят вовремя. Это система. Четкая и продуманная матрица. 

После того как поезд подали, пассажиры через автоматические ворота попадают на одну из платформ, которых тут несколько десятков. И почти сразу же оказываются внутри поезда. Но прежде посмотрите, как эти поезда выглядят снаружи. Нехилая аэродинамика, верно?



Это не только дань современному дизайну. Но, в первую очередь, аэродинамическая необходимость. Крейсерская скорость таких поездов – триста пятьдесят (!) километров в час. Но пока что они ходят со скоростью двести пятьдесят – проходят обкатку. 

Внутри поезд – это единое пространство. Без перегородок и разделенных вагонов. Вы можете пройти из конца поезда в начало, не открыв и не закрыв ни одной двери. Мягкие, удобные кресла, информационные табло (где высвечиваются названия остановок, время и скорость), жк телевизоры, розетки для ноутбуков, кулеры с горячей и холодной водой…


Обслуживают такие поезда специально заточенные проводники. Симпатичные, но строгие китаянки в синей униформе. Именно им вы можете задать свой наивный вопрос и получить на него вполне серьезный ответ. На работе они не флиртуют…


Обратите внимание на этого молодого человека в красной жилетке. Это сотрудник железной дороги. Он разносит обеды. Рис с мясом. Курицу с мясом. И сладкие пончики. 

А сейчас обратите внимание на табло над его головой. Там высвечивается скорость – 250 км/ч. Вы когда-нибудь думали о сладких китайских пончиках на скорости 250?


Несмотря на то, что эти поезда ходят действительно быстро, скорость внутри них не ощущается совсем. Они очень стабильны. Тут нет ни тряски, ни вибрации. И понять, насколько быстро движется поезд, можно лишь тогда, когда за окном проносится встречный состав. Встречные поезда длиной более двухсот метров пролетают мимо менее чем за две секунды. При этом аэроволна от них бьет по окнам с такой силой, что каждый раз невольно вздрагиваешь. Ощущения – довольно прикольные. Первые несколько раз я вообще не понял, что это такое. И лишь потом догадался: «Уфф, это же встречные поезда!» 

Новое поколение поездов в Китае – это не «чтобы было» и не «а у нас тоже есть», и не «блаблабла». Это продуманный, удобный и востребованный проект федерального масштаба. Ориентированный не на столичную элиту, а на народ. (Кстати, как и многое в Китае). 

Несмотря на всю свою футуристичность и грандиозность, цены тут совсем не высокие. И на соседних сиденьях запросто могут сидеть и бизнесмен из Шанхая в костюме и галстуке, и рисовый фермер, который возвращается из столицы к себе в деревню. При этом они обязательно будут громко разговаривать, обсуждать погоду, политику, индекс Доу Джонса, сельскохозяйственные удобрения и еще кучу всего…


Китаю необходимо передвигаться. Передвигаться быстро, удобно и доступно. Скорость передвижения по стране – это очень важно для того, чтобы экономика и бизнес продолжали развиваться так же безумно быстро. В этом заинтересованы все. И государство, которое «создает условия». И «народ и бизнес», который этими условиями пользуется. И мне в целом понятно, почему такие скоростные железные дороги строятся именно здесь, а не где-то еще.

оригинал