пятница, 13 марта 2015 г.

Новосибирск: Тринадцатый трамвай


Трамвай № 13 — одна из главных городских легенд Новосибирска, воплощение неотвратимости наказания для нерадивых водителей, в основном личного автотранспорта, за их незнание правил дорожного движения или невнимательность. За прошедшие 10 месяцев трамвай 13-го маршрута попадал в аварии 32 раза. За аналогичный период 2013 года — 31 раз, сообщил начальник филиала № 5 «Правобережный трамвайный МКП (ГЭТ)» Сергей Чучакин.


Но надо учесть, что на этот маршрут выходит большее количество трамваев, и ходят они по самым загруженным местам в центре города. Маршрут 13-го — один из самых длинных: полный круг — почти 25 км.


Новосибирскому трамваю в ноябре 2014 года исполнилось 80 лет, а Октябрьскому депо, которое находится на Кошурникова, 1, уже стукнуло 50. Здесь работают 437 человек. Водитель получает в среднем чуть больше 26 тыс. руб., уточнил Чучакин.


Чтобы стать водителем трамвая, надо полгода учиться в профессиональном училище № 14. Из этих шести месяцев три — практика. Во время учебы даже выплачивается стипендия — примерно 5500 руб. Единственное строгое ограничение: судимых не берут.


Один из старейших новосибирских трамваев — КТМ-1. Ездил по городу где-то в конце 40-х годов. На ходу он до сих пор. Сергей Чучакин сокрушается, что не могут выгнать его на улицы города в качестве экскурсионного даже по большим праздникам, так как вагон не соответствует нормам последнего техрегламента. «Если делать, чтобы он соответствовал, то надо вносить изменения — другие световые приборы и т.д. Но это уже будет не то», — заметил глава филиала.


Даже днем в будний день, когда проводилась съемка, в трамвае немало народа — и пенсионеры, и молодежь. «Часто на трамвае можно быстрее доехать, чем на автобусе, так как он в пробках почти не стоит», — радуется одна из пассажирок. 13-й маршрут считается самым прибыльным.


Одна из особенностей трамвая: здесь почти нет родственных союзов «водитель + кондуктор», которые очень часто встречаются на автобусах.

Гастарбайтеры здесь тоже не работают. Эта улыбчивая кондуктор Екатерина, приехавшая с Восточной Украины, пожалуй, единственное тому исключение.


Как говорят водители 13-го, в большинстве случаев дорожных происшествий водители легковых автомобилей пытались трамвай «подрезать» и проскочить у него перед носом. Иногда просто ехали перед вагоном и не уступали дорогу.


Из ДТП 13-й всегда выходил победителем. Лишь однажды пришлось вагон списать в утиль — когда в него врезалась бетономешалка.


«Надо же понимать, что вес вагона 18 тонн, а тормозной путь при скорости 40 км/ч — более 20 м», — рассуждает Евгений Шелохвостов, работающий водителем трамвая уже более 20 лет, в ответ на вопрос о возможности избежать столкновения.


С Евгением проехали по 13-му маршруту и несколько раз чуть не попали в ДТП — все из-за любителей подрезать. На фото — один из самых опасных участков (ул. Зыряновская), где трамвай вынужден ехать очень медленно, чтобы не сойти с рельсов. Здесь рельсы очень старые и уже кривые.


График работы у всех разный. Кто-то работает допоздна. Некоторые водители уезжают в середине дня на пересменку. Перед самим Октябрьским (правобережным) депо необходимо самостоятельно вручную перевести рельсы.

Пришедший на замену новый вагоновожатый проверяет салон, техническое состояние трамвая и сменяет отработавшего водителя. «Оранжевые жилетки — спецодежда водителей трамвая. Но носят их не все», — признает Евгений.


В депо всего 59 единиц подвижного состава. Средний возраст вагонов — почти 22 года при нормативе 16 лет. Последний раз парк обновлялся в 2013 году, закупали белорусские и российские вагоны. Белорусские — дешевле, а отечественные — теплее. Всю новую технику отдают 13-му маршруту как самому популярному. Из 24 трамваев 13-го маршрута новых — 15. В идеале в городе поменять надо 77 вагонов, которые уже выработали свой срок. Это почти 62 % всего подвижного состава.


Контролируют состояние здоровья водителей трамваев здесь довольно жестко. Проверку у врача они проходят рано утром перед выездом, в обязательном порядке вечером — после того как отработали смену, а те, кто меняется в течение дня, — еще и после этой пересменки. Кондукторы к врачу заходят так же, как и водители. Доктор проверяет давление и общее состояние.


Зададим несколько вопросов 13 водителям трамвая № 13, пока те на конечной остановке «Писарева» разворачивались на кольце. Николай Князьков работает вагоновожатым уже 38 лет. В свою первую аварию попал в первый же месяц работы. Аварии, говорит, везде одинаковые, от цифры 13 это не зависит. Всего же аварий у него было немного: раза три, говорит Николай, попадал в такие ситуации.


«К славе 13-го маршрута хорошо отношусь, — говорит Николай Чураков. — Почему аварии случаются? Это просто водителям права продают или они плохо учатся в автошколах. Последний раз попал в аварию прошлым летом. На Восходе. Водитель даже не глянул в левое зеркало и пошел на разворот».


«Правила дорожного движения не стали соблюдать. Иногда чувствую себя таким учителем нерадивых водителей. Раз 5-6 попадал в аварии. Один раз на Волочаевском жилмассиве «Фольксваген» выехал на красный сигнал светофора. Водитель был без прав», — рассказал Вячеслав Мелешенко.


Виктор Штайнбрайс считается одним из самых лучших водителей. Работает уже 23 года. Управляет одним из самых лучших вагонов. Правда, в день съемки его КТМ-23 (единственный низкопольный трамвай красно-синего цвета) был в ремонте. Виктор сам попадал в аварию несколько раз. Про водителей 13-го трамвая, которым удалось не стукнуться ни разу, он никогда не слышал.


Водитель Мария Бирюкова: «По молодости попадала я в аварию. Сейчас как-то уже не случается. Однажды у водителя тормоза отказали. На Депутатской это было». Этот водитель — один из самых заслуженных, работает здесь Мария Бирюкова уже 40 лет.


«В советское время был один трамвай такой, водитель которого рисовал звездочки по количеству аварий. 16 штук у него было… У меня как-то девушка поворачивала и не уступила, хотя посмотрела в зеркало. Думала, что проскочит. Но не проскочила — я поймал ее. Потом приехали крутые разбираться», — улыбнулся Михаил Агаев.


Андрей Комлер — из династии водителей трамвая. У него работал вагоновожатым и отец. «Во-первых, работа рядом с домом. А во-вторых, интересно… Месяца три назад на «Саду Мичуринцев» одна женщина парковалась и не увидела мой трамвай. Как помялась? Ну… Сильно. Бампер вырвало», — вспоминает Андрей.


«Маршрут как маршрут, ничего в нем не вижу такого… В аварии попадала. Последний случай вспомнить? Может, не надо?» — рассмеялась Оксана Романова. Последний случай Оксаны случился примерно за час до интервью, когда в ее трамвай въехал ЗиЛ в районе Восхода.


«Чтобы не было аварий на этом маршруте, водителям машин надо быть внимательнее. Однажды девушка въехала мне в середину вагона. На вопрос: «Ты меня не видела?» — она ответила: «Видела». Я тогда у нее спрашиваю, мол, почему же поехала? «Не знаю, — ответила девушка, — я с 6 утра за рулем». А мы каждый день в 5 утра на работу приезжаем», — рассказала Алена Степашкина.


Водитель Светлана Коваленко получила за месяц 46 тыс. руб. «Это абсолютно реально, — заметила позже водитель-наставник Анна Гашек. — Главное — не лениться. И работать ответственно. Кондуктор тоже может зарабатывать порядка 30 тыс. руб. Но есть такие, кто получает «десятку». Так они в основном с водителем во время поездки разговаривают».


«С чего люди взяли, что это мистика? Про 13-й троллейбус же они такое не говорят? Просто много у нас по маршруту оживленных перекрестков. Со мной тоже бывали аварии, но уже лет 13 ничего не происходит. А первый раз было страшно. Все происходящее мгновенно прокручивается перед глазами», — прокомментировала славу 13-го трамвая водитель Наталья Белая.


«Что почувствовала первый раз, когда попала в аварию? Адреналин и испуг… Но, наверное, таким образом их (нерадивых водителей) и надо учить», — улыбнулась Ирина Степочкина.


В районе путей по ул. Зыряновская один из рельсов, судя по всему, сломался. Или отвалился. Пришлось ждать аварийную бригаду со сварочным аппаратом. Самые опасные участки помимо этого — пересечение Кирова – Гурьевская, перекрестки по ул. Мичурина, поворот на ул. Депутатской (возле оперного театра) и пересечение с Октябрьской магистралью.


Никакие заграждения или вынос трамвайных путей существенно не изменят статистику ДТП, считают почти все водители 13-го. Да и невозможно оградить весь этот маршрут. Главное, чтобы водители не забывали смотреть по сторонам, особенно если рядом едет трамвай. И необязательно 13-й.


Илья Калинин
Фото Анны Золотовой

NoNaMe

Комментариев нет:

Отправить комментарий