воскресенье, 22 марта 2015 г.

Тула: Прогресс подкрался незаметно


В Туле запущено мобильное приложение, которое показывает время прибытия городского транспорта, прокладывает маршрут и рассчитывает время в пути.

Когда придет троллейбус?

«Транспорт придет через 9 минут» — сообщает мобильное приложение «Транспорт 71», только что установленное автором этих строк. Я выбрал ближайшую к нашей редакции остановку автобуса — «Училище им. Сафонова». Засекаю время, выхожу из конторы. Не прошло и семи минут, как 12­й автобус показался из­за поворота в нужную мне сторону. Вроде бы первый тест пройден. Но...

Дальше — интереснее. Пятый троллейбус ходит очень часто, он один из лидеров по регулярности движения в Туле. Его прибытие на остановку «Ул. Демонстрации» отлично видно из окон нашей редакции. Наблюдаю за троллейбусом, параллельно сверяясь с умным гаджетом. «Транспорт придет через 7 минут» — сообщает мобильник. Но проходит три минуты, и рогатый уже на остановке. Так продолжается несколько раз: программа отчего­то завышает время ожидания.

Усложним задачу. Есть, например, такой автобусный маршрут № 38, идет из Мясново до Басово­Прудного, встречается крайне редко — один раз в час по будням, если верить расписанию «Тулгорэлектротранса». Вбиваем в поиск нужную остановку и выясняем, что к нам ближайший 38­й придет аж через 57 минут. Но не проходит и пяти, как он на остановке. 
Странно...

Транспортное приложение также позволяет проложить маршрут из любой точки города в любую другую, даже если прямого сообщения между ними нет. Но программа порой советует какую­то замысловатую чушь с ненужными пересадками, сильно удлиняющими поездку.

За разъяснениями мы обратились в ГАУ ТО «Центр информационных технологий», где разрабатывалось приложение. Руководитель проекта Вадим Колокольцев сообщил, что программа хоть и стала общедоступной для владельцев смартфонов с операционной системой Android, все же пока находится на этапе тестирования. Приложение проверяют на прочность сотрудники ГАУ «ЦИТ» и обычные пользователи — программу уже установили порядка 150 туляков.

Происходит рядовой технический процесс, настройка параметров, ­ объясняет В. Колокольцев. ­ В частности, нам уже известно, что транспорт приходит несколько раньше, чем это показывает приложение. Мы работаем над повышением точности. Проблема с построением маршрутов тоже известна, и она будет решена в следующей версии, которую опубликуем на днях...

Спутник следит за тобой

Приложение использует данные с сервера «Тулгорэлектротранса», куда, в свою очередь, поступает информация с приемников GPS/ГЛОНАСС, которыми оборудованы все тульские автобусы, троллейбусы и трамваи.

Каждое утро при выпуске транспорта на маршруты диспетчеры вводят в систему информацию о машинах, которую в течение дня регулируют в ручном режиме, если, например, машина сошла или маршрут поменяли. Все это отражается и в приложении. Если возникнет проблема на серверах перевозчика, то, соответственно, не будет работать и наша программа, ­ продолжает руководитель проекта «Транспорт 71».

Время прибытия на остановку, как и общее время в пути (оно тоже отображается приложением), рассчитано из средней скорости транспортного средства, расстояния между остановками и статистики маршрута. От «Ул. Демонстрации» до «Облпотребсоюза», например, обещают довезти на пятом троллейбусе за 8 минут, оттуда же до «Ул. 9 Мая» — за 11. Автобус № 38 домчит до Басово­Прудного за 25 минут, если выезжать с «Запарковой». А вот добираться из центра до Областной больницы на популярном 18­м маршруте придется полчаса. Понятно, что в зависимости от пробок время в пути может изменяться, но где находится сейчас автобус, троллейбус или трамвай, становится известно точно — на то им и GPS с ГЛОНАССом.

Кстати, в планах разработчиков — добавить в приложение весь областной транспорт, но это будет не быстрый процесс, поскольку программное обеспечение там значительно отличается. Программу можно будет скачать бесплатно: обновленную версию для Android уже через несколько дней, а версию для iOS­устройств («айфонов») придется подождать, она еще проходит тестирование. Подобные приложения уже работают в нескольких российских городах, их брали за основу разработчики тульской программы.

Уже лучше

Трамвай, троллейбус и автобус в смартфоне — это, конечно, удобно. Для продвинутых. Таких благо становится больше, но вот бабушек с умными телефонами, а именно они, кажется, формируют основной пассажиропоток в Туле, мы не встречали. Они по старинке приходят на остановку и ждут.

На нескольких тульских остановках в позапрошлом году появились электронные табло с графиками прибытия транспорта, но их было так мало и работали они так непонятно, что на них практически никто не ориентировался. Эти табло по­прежнему на местах, но большинство из них погасли.

О смартфонах и о том, что они могут «предсказывать» время прибытия транспорта, в дневной час на ул. Советской никто не слышал, поэтому, когда я сказал пассажирам на остановке, что 12­й автобус придет через семь минут, и он действительно появился, это было воспринято почти как чудо. В целом туляки, с которыми мы пообщались, говорят: транспорт в городе стал ходить лучше.

Вот, например, 24­й автобус, один за другим идут, ­ деловито рассказывала одна женщина. ­ Маршрут нужный, я все понимаю, но он ходит через каждые пять минут и почти пустой, а бывает, что машины скапливаются прям друг за другом, не раз такое видела. 18­й тоже стал часто ходить, но маршрутки его все равно забивают...

Привыкли туляки и к новой системе оплаты проезда. Работа банкоматов, терминалов для пополнения, льготных проездных и транспортных карт наконец налажена, и теперь, заходя в автобус, льготники, да и не только они, тянут пластик кондуктору. У кого его нет — безропотно отдают положенную двадцатку.

Расписание, конечно, нужно, пусть не в телефоне, но хотя бы на остановке, ­ продолжает еще одна тулячка. ­ Вот я на 13­м автобусе езжу, он ходит редко, но я уже знаю «свой» автобус и жду его ко времени. Если бы люди знали, когда приходит их автобус, то тех, кто пользуется неудобными маршрутками, было бы меньше, да и их количество можно было бы сократить...