пятница, 15 мая 2015 г.

Электрички: быть или не быть


Необходимость решения проблем в пригородном железнодорожном сообщении давно назрела. В конце апреля Владимир Путин поручил правительству РФ, губернаторам и РЖД провести мониторинг ситуации с электричками в регионах. Также будет оценена их востребованность и проработаны альтернативные варианты перевозок. Эту работу необходимо провести до середины июня.

С учетом масштабов проблем, главная из которых – несогласованность действий сторон, так или иначе ответственных за процесс перевозки, времени на выполнение поручения не так уж и много. При этом, во время прямой линии с президентом, тема электричек оказалась едва ли не самой острой, конкурируя по количеству звонков только с вопросом о курсе рубля. С просьбами о помощи обращались жители Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Пензенской, Вологодской, Смоленской областей и др.

В начале года потребовалось личное вмешательство президента, чтобы вновь запустить электрички. Но, как заметил сам Владимир Путин, отвечая в ходе прямой линии на вопрос об электричках «это от страха запустили просто, только чтобы ходили. Но это тоже не решение вопроса».

Между тем, решение вопроса назрело, тем более что проблемы появились далеко не вчера. Всего за период 2012-2014 гг. по всей стране перестало ездить около 850 поездов (14% от всех поездов на сети). Это происходит за счет снижения количества рейсов на маршрутах и за счет их полной ликвидации. Например, из-за особенностей законодательства и субъектов РФ, которые не могут сформировать согласованный транспортный заказ для маршрутов электричек, следующих по территории 2-3 регионов. Например, один субъект РФ готов оплатить заказ на поезд только из 4-х вагонов, в то время как другому нужен поезд из 8-ми вагонов. По действующему законодательству субъект РФ, которому необходимо больше вагонов, не имеет права заплатить перевозчику за работу на территории другого субъекта РФ. Значит, вагоны надо каким-то образом разделять согласно имеющемуся заказу. Но делать это на границе регионов невозможно технически. В такой ситуации маршрут может исчезнуть.

Есть и масса других особенностей, в силу которых работа пригородных электричек все время находится в зоне риска. Ведь «пригородные перевозки для перевозчика являются убыточными», отмечает руководитель Центра стратегического анализа Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов.

Дело в том, что сегодня ППК недополучают половину того, что требуется для перевозки пассажиров. В соответствии с законодательством РФ, транспортное обслуживание населения на электричках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Они и обязаны формировать заказ на организацию пригородного пассажирского сообщения, а также полностью компенсировать недополученные доходы ППК. Ведь билет для пассажира составляет примерно половину от реальной стоимости этой услуги. Но большинство субъектов РФ не исполняют требований. Согласно докладу о ситуации в пригородных пассажирских перевозках, представленному в правительство РФ Институтом глобализации и социальных движений, задолженность субъектов РФ перед ППК составляет 38 млрд. рублей.

При этом социальная значимость «пригородки» очень высока. «Есть вещи, которые придётся региону и государству взять на себя, особенно когда нет альтернативы для граждан, которые должны жить нормальной жизнью. В данном случае речь идёт и о детях, которые должны учиться, да и вообще о людях, которые хотят посещать крупные города по своим личным делам, по семейным, и так далее», отметил Владимир Путин.

Действительно, из-за проблем с доступностью электричек нарушаются межсубъектные транспортные связи, ухудшается транспортная доступность для жителей малонаселенных городов и деревень, исчезают возможности для трудовой миграции. А, кроме того, увеличивается расслоение общества и регионов на экономически благополучный центральный регион и все остальные.

«Но у большинства регионов явно отсутствует понимание социальной важности обеспечения пригородного пассажирского железнодорожного сообщения. Так, губернатор Орловской области Вадим Потомский не считает пригородное пассажирское железнодорожное сообщение социальной задачей: "Орловская область не в состоянии оплачивать эту услугу железнодорожников из своего бюджета. А забирая эти деньги из бюджета региона, мы не направляем их на социальные задачи, которые для нас первостепенны" ("Орловская правда" от 06.02.2015). В Тульской области не очень стремятся к конструктивному диалогу… «Между тем, долг региона по "пригородке" за 2011-2014 годы превысил 450 млн рублей, истребовать его приходится через суды», сообщало ИА ТАСС.

Если так пойдет и дальше, эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации. Парк вагонов старый, порядка 70-80% вагонов уже старше 20 лет. Средств для обновления подвижного состава нет. Договора между регионами и пригородными пассажирскими компаниями в лучшем случае на год. Значит, у компании-перевозчика нет никакого понимания и финансового ресурса для затрат вдолгую, большинство решает текущие задачи и либо убыточны, либо балансируют на гране рентабельности. Одним словом, скоро пассажиров не на чем будет возить из соображений безопасности, опасается глава Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

Уже сегодня существует реальная угроза того, что в 20 субъектах РФ движения пригородных поездов может быть полностью закрыто, в 13 регионах – сократиться на 50%. Кроме того, могут полностью исчезнуть межрегиональные маршруты (между населенными пунктами соседних субъектов РФ).

Таким образом, вмешательство президента страны – последовало как нельзя вовремя. Правительство тоже очень оперативно реагирует на запросы извне. Так, были в сжатые сроки выполнены все поручения президента по стабилизации ситуации в «пригородке» в начале года. Это и сохранение льготной ставки по оплате инфраструктуры и обнуление НДС для пригородных компаний. Дело за регионами. Но они по-прежнему буксуют, их позиция неконструктивна, либо они действуют несогласованно с другими участниками процесса перевозок пассажиров.