Раньше автобусы одной небезызвестной марки называли скотовозами. Сейчас они соревнуются на равных с лучшими зарубежными аналогами. К сожалению, в современной России, пассажиры перемещается на этом.
Так получилось, что автобусы сегодня — вымирающий тип в большинстве наших городов. Как произошло, что прогресс на шестой части суши остановился и мы покатились в автомобильное средневековье? В маршрутках перевозят людей только в странах третьего мира и в самых бедных государствах Африки.
И если раньше были скотовозы, то какое определение заслужил общественный транспорт в наши дни? Во всех этих вопросах разбирался наш корреспондент Александр Трохачев. Он отправился в один из областных центров, чтобы оценить и сравнить данный вид транспорта. И если хотите — выбрать лучших из худших.
Как из рога изобилия
Пассажирские перевозки в России – совсем не те, что в Европе. Там в роли маршрутных такси выступают экспрессы – преимущественно лайнеры большого класса. У нас маршруткой может быть автобус на грузовом шасси, чему примером тот же «пазик». А основу парка маршрутных такси составляют цельнометаллические фургоны с врезанными окнами и превращенные в микроавтобусы путем установки кресел. При массе общих черт у них много различий, в том числе в области комфорта. Наступило время сравнить наши маршрутки.
Вторая группа – иномарки отечественной сборки и переделанные из цельнометаллических фургонов Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter, Peugeot Boxer, Citroёn Jumper, FIAT Ducato, IVECO Daily. У них много компоновочных схем, и делают их повсеместно, с акцентом на нижегородский промышленный кластер.
Наконец, особняком стоит каркасный автобус «ГАЗель NEXT». Он все чаще встречается на городских маршрутах в Воронеже, Туле, Калуге и других областных центрах. К новинке присматриваются не только перевозчики, но и пассажиры. Самое время оценить их и нам.
Машины разные, проблемы общие
Подавляющее большинство водителей остановки не объявляют, пассажиров не обилечивают, и особой вежливостью не отличаются. Скажем, справки дают неохотно, сдачу норовят насыпать мелочью и не заботятся о том, чтобы подъехать как можно ближе к бордюрному камню во время плановой остановки. А уж о том, чтобы помочь внести чемодан, и речь не идет. В погоне за прибылью некоторые водители берут стоящих пассажиров, заставляя м тесниться, как селедке в бочке. Тем самым они обеспечивают дискомфорт остальным едущим. Хуже всего, когда маршрутчики резко тормозят и стремительно меняют направление движения, реагируя на поднятую на обочине или тротуаре руку.
Еще одна страсть водителей маршруток – гонять наперегонки в стремлении первым подобрать пассажиров. Про нарушение Правил дорожного движения и опасные маневры – отдельный разговор. Если дорога и трафик позволяют, зачастую такие машины мчатся по городу со скоростью 80-90 км/ч, тогда как нормативная скорость для перевозки пассажиров – не более 50 км/ч. Есть и такой аспект, как усталость. Очень часто водители маршруток крутят баранку по 8-12 часов кряду, тогда как по нормам положено через 4 часа делать перерыв на 30 минут, и в день находиться за рулем не более 8 часов. Чем чревата избыточная усталость – всем известно…
Незаменимые «пазики»
Модель ПАЗ-3204 короче «ноль пятой» и предлагает только 21 место, включая кондуктора, собирающего оплату за проезд. Ширина входного проема при открытой двери здесь не превышает 680 мм, но этого достаточно, чтобы войти или выйти, не испачкав пальто, дубленку или пуховик. Шаг ступенек тоже приемлемый: 250 мм у второй ступеньки и 240 мм у третьей, ведущей непосредственно в салон. Правда, уровень нижней подножки с земли выше, чем на классических микроавтобусах. Но если автобус подъезжает к остановочному пункту на расстоянии шага, переходить с бордюра на ступеньку несложно и пожилым.
Sprinter четвертого поколения
На автомобилях четвертого поколения чаще встречается сдвижная боковая дверь, ход которой некоторые умельцы сознательно ограничивают – чтобы ускорить время открывания и закрывания на остановках. В результате творчества «кулибиных» проникать в салон и покидать его для «габаритных» мужчин и женщин становится настоящей проблемой. На одной из таких машин я замерил ширину прохода рулеткой. Оказалось, в распоряжении пассажиров «амбразура» всего величиной 570 мм. Маловато будет!
В салоне можно стоять в полный рост, за что спасибо стеклопластиковой крыше, которую ставят взамен стандартной. Она увеличивает высоту салона до 2010 мм и для придания жесткости крепится на металлический каркас. Сиденья анатомические, типа «Автолайн», чаще российского или турецкого производства. Обивка тканевая, реже дерматиновая. Разница между типами кресел заключается в высоте спинки и отсутствии или наличии ручки на верхней или тыльной стороне. При совокупности всех достоинств и недостатков MB Sprinter является признанным «маршрутчиком», и в него охотно садятся те, кому надо быстро перемещаться из пункта А в пункт Б.
VW Crafter со схемой 21+9+1
«Немец» длиннее «пазика»: от бампера до бампера он растянулся на 7345 мм. При этом шириной кузова в 2099 мм он напоминает огромную селедку. Габаритная высота 2805 мм позволяет сделать высоким потолок, что способствует удобству перемещения пассажиров. Колесная база в 4325 мм обеспечивает хорошую маневренность и позволяет компоновать салон на усмотрение перевозчика.
По оснащению этот «извозчик» сопоставим с аналогами. Стандартный цвет кузова – белый, салон обшит панелями из композитных материалов и снабжен термо- и шумоизоляцией. Напольное покрытие – антистатическое и водонепроницаемое «транслайн». На входе установлена стальная подножка, сдвижная дверь снабжена ручкой. Внутри есть входной поручень справа и под потолком. Все поручни усилены в местах крепления, и для российских условий это не перебор. Анатомические сиденья двухцветные. К услугам пассажиров эффективная вентиляционная система и автономный отопитель. В качестве аварийных выходов предусмотрены задние распашные двери и люк в крыше.
Ход автомобиля плавный, подвеска в меру жесткая, и уровень комфорта приемлемый. Микроклимат устраивает разных пассажиров, и это неплохо. Неудобства испытывают только те, кто сидит над колесными арками. С наличием ручной клади посадка превращается в элемент акробатического искусства. У пассажиров в хвостовой части еще два минуса: забрызганные грязью окна размывают или вовсе наглухо маскируют картинку за окном, и перемещаться к выходу с «камчатки» нужно заблаговременно.
«Турист» на подработке
Дверь открывается с помощью электропривода, и процесс этот небыстрый – занимает около 7 секунд. Неудивительно, что водители начинают открывать дверь до полной остановки микроавтобуса и трогаются с места, когда амбразура до конца не закрыта. Дверной проем в 900 мм при сдвинутой двери предоставляет от края двери до поручня наискосок 860 мм. Достаточно для того, чтобы легко вошла крупногабаритная клуша с котомками. Да только внутри свобода перемещения ограничена. Ширина прохода – всего 270 мм. От подушки сиденья до впереди расположенной спинки – только 250 мм. Зато ширина подушки приличная – 425 мм. Впрочем, удобств это не добавляет: нет ни ручек, ни поручней. Наличие откидных подлокотников в проходе говорит о том, что салон был ориентирован на корпоративные перевозки.
Ford Transit: от 19 до 25 мест
На вторичном рынке самый востребованный – 25-местный «Транзит» с панорамным остеклением и высокой крышей, хотя встречаются стандартный микроавтобус и его разновидность с панорамным остеклением. Его оснащение аналогично оснащению одноклассников, прежде всего – в лице MB Sprinter и VW Crafter. Белый цвет, вход в салон через сдвижную правую дверь, широкая наружная подножка, дверные ручки снаружи и изнутри, термошумоизоляция и напольное покрытие – как у конкурентов. Салон отделан композитными панелями, освещение проложено по потолку, задние двери с запорным устройством. Отопитель салона работает от системы охлаждения двигателя, есть также функционирующие при движении микроавтобуса вытяжные клапаны. Из особенностей отметим штатные места для крепления огнетушителей, центральный замок и систему спутниковой навигации ГЛОНАСС. Впрочем, аналогичными устройствами могут быть оснащены и другие маршрутки.
«Французы» и русифицированный «итальянец»
Бренды разные, но по сути это одно и то же транспортное средство. Ширина входа при сдвинутой двери составляет 780 мм. В версии на 18 посадочных мест, креслах с высокой спинкой и подушкой сиденья шириной 410 мм расстояние между сиденьями в проходе достигает 500 мм. В принципе, очень неплохо, но до спинки вперед стоящего кресла запас свободного пространства не самый большой в классе – 250 мм. Успокаивает тот факт, что этот параметр характерен только для одного ряда – третьего от кабины водителя.
Аварийный люк в салоне только один, молотки на штатных местах, как правило, отсутствуют. В зоне передней площадки держаться не за что – потолочных поручней нет, как и ручек на спинках сидений.
В FIAT Ducato уровень комфорта сопоставим, только число посадочных мест меньше: на линиях работают короткобазные автомобили, собранные компанией «СОЛЛЕРС».
Каркасная «ГАЗель NEXT»
Передняя служебная дверь – одностворчатая, поворотного типа, с электромеханическим приводом и возможностью аварийного открывания изнутри и снаружи. Даже без измерений видно, что в салоне удобно сидеть, но неудобно перемещаться по салону из-за узкого прохода. Пассажирам приходится двигаться приставным шагом, боком по направлению к выходу. Зато кресла удобные, потолок высокий, и панорамное остекление – на зависть многим.
Каркасный автобус на базе «ГАЗель NEXT» отличается плавным ходом, мощной печкой и высокой маневренностью. Единственное нарекание – очень узкий проход между сиденьями, что вызывает коллизии между теми, кто входит в салон и теми, кто готовится к выходу на ближайшей остановке.
Анализируя совокупные достоинства и недостатки российских маршруток, отзывы пассажиров и личные впечатления, могу сказать определенно точно: большинство людей не выбирают, на чем ехать. Если на дворе непогода (дождь, ветер), и холодно, они поедут на том транспортном средстве, которое быстрее приедет. При прочих равных, конечно, пассажиры выберут более просторный транспорт – тот же «пазик» или иномарку с низкой ступенькой, в которую вход удобнее и безопаснее.
Но в областных центрах очень часто альтернативы нет. Есть маршруты, на которых работают исключительно ПАЗы или «ГАЗели». В таком случае альтернатива неудобной маршрутке – попутка или такси, благо в областных центрах это доступное удовольствие. Например, в Калуге стоимость поездки в такси – от 45 руб. Можно преодолеть несколько городских кварталов, уложившись в 100 руб. И если для одиноких пенсионеров это тариф из разряда роскоши, то остальным категориям граждан он по карману. Что же касается особо привередливых пассажиров, то самое время вспомнить старую поговорку: «вам шашечки или ехать?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий