воскресенье, 19 июля 2015 г.

Маршрутки: вам шашечки или ехать?


Раньше автобусы одной небезызвестной марки называли скотовозами. Сейчас они соревнуются на равных с лучшими зарубежными аналогами. К сожалению, в современной России, пассажиры перемещается на этом.

Так получилось, что автобусы сегодня — вымирающий тип в большинстве наших городов. Как произошло, что прогресс на шестой части суши остановился и мы покатились в автомобильное средневековье? В маршрутках перевозят людей только в странах третьего мира и в самых бедных государствах Африки.

И если раньше были скотовозы, то какое определение заслужил общественный транспорт в наши дни? Во всех этих вопросах разбирался наш корреспондент Александр Трохачев. Он отправился в один из областных центров, чтобы оценить и сравнить данный вид транспорта. И если хотите — выбрать лучших из худших.

Как из рога изобилия

Пассажирские перевозки в России – совсем не те, что в Европе. Там в роли маршрутных такси выступают экспрессы – преимущественно лайнеры большого класса. У нас маршруткой может быть автобус на грузовом шасси, чему примером тот же «пазик». А основу парка маршрутных такси составляют цельнометаллические фургоны с врезанными окнами и превращенные в микроавтобусы путем установки кресел. При массе общих черт у них много различий, в том числе в области комфорта. Наступило время сравнить наши маршрутки.


Все российские маршрутки можно условно разделить на несколько групп. Одна из них – собственно основоположник данного направления в России – классическая «ГАЗель». Ее удобства на себе испытал буквально каждый россиянин. Даже после модернизации в семействе «ГАЗель Бизнес» потребительские качества не получили качественного улучшения.

Вторая группа – иномарки отечественной сборки и переделанные из цельнометаллических фургонов Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter, Peugeot Boxer, Citroёn Jumper, FIAT Ducato, IVECO Daily. У них много компоновочных схем, и делают их повсеместно, с акцентом на нижегородский промышленный кластер.


Третья группа – массовые ПАЗ-3204, ПАЗ-3205 и их более редкие одноклассники – «Богдан», Bravis и другие. В российской глубинке эти труженики, по сути, незаменимы много лет. Разные одноклассники приходят и уходят, а «пазики» были, есть и остаются.

Наконец, особняком стоит каркасный автобус «ГАЗель NEXT». Он все чаще встречается на городских маршрутах в Воронеже, Туле, Калуге и других областных центрах. К новинке присматриваются не только перевозчики, но и пассажиры. Самое время оценить их и нам.

Машины разные, проблемы общие


Наши маршрутки не ругает только ленивый. Дескать, тесные, холодные, неудобные и небезопасные. Особенно часто критические стрелы летели в адрес данного вида транспорта в период доминирования «ГАЗелей». Летят они и сейчас. То, что за рулем сидят не всегда хорошо подготовленные водители, другой разговор. Большинство нынешних маршруток имеют довольно жесткую подвеску, что объясняется их корнями – происхождение-то у всех от грузовых фургонов. Наиболее комфортабельные места расположены в передней части салона, но, по статистике, они и самые опасные. Худшие места приходятся на зону колесных арок. Максимальная амплитуда вертикальных и боковых колебаний – в корме, минимальная – в кабине водителя.

Подавляющее большинство водителей остановки не объявляют, пассажиров не обилечивают, и особой вежливостью не отличаются. Скажем, справки дают неохотно, сдачу норовят насыпать мелочью и не заботятся о том, чтобы подъехать как можно ближе к бордюрному камню во время плановой остановки. А уж о том, чтобы помочь внести чемодан, и речь не идет. В погоне за прибылью некоторые водители берут стоящих пассажиров, заставляя м тесниться, как селедке в бочке. Тем самым они обеспечивают дискомфорт остальным едущим. Хуже всего, когда маршрутчики резко тормозят и стремительно меняют направление движения, реагируя на поднятую на обочине или тротуаре руку.

Еще одна страсть водителей маршруток – гонять наперегонки в стремлении первым подобрать пассажиров. Про нарушение Правил дорожного движения и опасные маневры – отдельный разговор. Если дорога и трафик позволяют, зачастую такие машины мчатся по городу со скоростью 80-90 км/ч, тогда как нормативная скорость для перевозки пассажиров – не более 50 км/ч. Есть и такой аспект, как усталость. Очень часто водители маршруток крутят баранку по 8-12 часов кряду, тогда как по нормам положено через 4 часа делать перерыв на 30 минут, и в день находиться за рулем не более 8 часов. Чем чревата избыточная усталость – всем известно…

Незаменимые «пазики»


В ряде регионов РФ роль маршрутных такси исполняют машины Павловского автобусного завода. Одна из них – ПАЗ-3205 на 28 мест, включая 5 против движения. Ширина входа составляет 820 мм, но при открытой двери проем меньше – всего 726 мм. Нижняя ступенька расположена над дорогой на высоте 400 мм, и для пожилых людей это серьезное препятствие. Зато внутри пространства предостаточно. Расстояние от пола до потолка составляет 1965 мм, что позволяет большинству людей стоять в полный рост и передвигаться, не сгибаясь. Ширина прохода среди маршруток самая внушительная – 486 мм. Расстояние между сиденьями – 695 мм, и свободная зона от подушки до спинки впереди стоящего кресла достаточная, чтобы взрослые не чувствовали себя стесненными. Многие находят удобными сплошные подушки сдвоенных сидений шириной 900 мм.


Сам ПАЗ-3205 с колесной базой 3600 мм достаточно маневренный. Он обладает габаритной длиной 7000 мм, шириной 2500 мм и высотой 2947 мм. Для сельской местности у «пазика» неплохая геометрическая проходимость: угол въезда 25º и угол съезда 18º. По этим параметрам равных среди других маршруток ему нет.

Модель ПАЗ-3204 короче «ноль пятой» и предлагает только 21 место, включая кондуктора, собирающего оплату за проезд. Ширина входного проема при открытой двери здесь не превышает 680 мм, но этого достаточно, чтобы войти или выйти, не испачкав пальто, дубленку или пуховик. Шаг ступенек тоже приемлемый: 250 мм у второй ступеньки и 240 мм у третьей, ведущей непосредственно в салон. Правда, уровень нижней подножки с земли выше, чем на классических микроавтобусах. Но если автобус подъезжает к остановочному пункту на расстоянии шага, переходить с бордюра на ступеньку несложно и пожилым.


При обычной компоновке салона проход между сиденьями равен 485 мм, и язык не повернется назвать его узким – по сути, без проблем могут разминуться два человека. А вот расстояние до спинки впереди стоящего кресла не самое большое – 280 мм. Впрочем, на это пассажиры не жалуются. Поводы для ворчания дает быстрое выстуживание салона при открытой двери на остановке, потертая ли разорванная дерматиновая обивка сидений. Скрипы пластика отсутствуют, но урчание двигателя есть, и от клацания шестеренок механической коробки передач вкупе с завыванием при определенных режимах на некоторых экземплярах никуда не деться. В целом «пазики» пассажирам нравятся, благо оплата проезда в них такая же, как в более тесных микроавтобусах.

Sprinter четвертого поколения


В российских городах много старых «Мерседесов» и, в частности, «Спринтеров» четвертого поколения – таких, что сейчас выпускают в Нижнем Новгороде. Большинство машин рассчитано на перевозку 25 пассажиров, включая 18 или 19 на автономных сиденьях. Классические схемы салона: 18+7+1 и 19+6+1. Встречается и вариант 17+8+1. Расположение кресел разное, только у «Промтеха» год назад их было восемь. При этом у большинства маршруток на базе MB Sprinter три сиденья расположены против хода движения, остальные – по ходу: от 12 до 14 в салоне, плюс два в кабине водителя. У MB Sprinter 5-й серии вариантов не меньше, но на маршрутах таких машин в регионах значительно меньше. Самая распространенная схема перевозки пассажиров – 19 сидя и 5 стоя.

На автомобилях четвертого поколения чаще встречается сдвижная боковая дверь, ход которой некоторые умельцы сознательно ограничивают – чтобы ускорить время открывания и закрывания на остановках. В результате творчества «кулибиных» проникать в салон и покидать его для «габаритных» мужчин и женщин становится настоящей проблемой. На одной из таких машин я замерил ширину прохода рулеткой. Оказалось, в распоряжении пассажиров «амбразура» всего величиной 570 мм. Маловато будет!


В салоне тоже не разгуляешься. Проход между сиденьями в 380 мм заставляет многих перемещаться боком или вполоборота, особенно в зимней одежде и с большими сумками. Но подушка сиденья шириной 400 мм комфортная, чего не скажешь о расстоянии до спинки вперед стоящего кресла – всего 270 мм. Рослые люди вынуждены поджимать ноги, садиться полубоком или «выпускать шасси» в проход.

В салоне можно стоять в полный рост, за что спасибо стеклопластиковой крыше, которую ставят взамен стандартной. Она увеличивает высоту салона до 2010 мм и для придания жесткости крепится на металлический каркас. Сиденья анатомические, типа «Автолайн», чаще российского или турецкого производства. Обивка тканевая, реже дерматиновая. Разница между типами кресел заключается в высоте спинки и отсутствии или наличии ручки на верхней или тыльной стороне. При совокупности всех достоинств и недостатков MB Sprinter является признанным «маршрутчиком», и в него охотно садятся те, кому надо быстро перемещаться из пункта А в пункт Б.

VW Crafter со схемой 21+9+1


Ближайший одноклассник и в каком-то смысле клон «Спринтера» – Volkswagen Crafter. Их даже собирают на одном заводе в немецком Людвигсфельде. И переделывают тоже по соседству, часто в одних и тех же мастерских Нижнего Новгорода.

«Немец» длиннее «пазика»: от бампера до бампера он растянулся на 7345 мм. При этом шириной кузова в 2099 мм он напоминает огромную селедку. Габаритная высота 2805 мм позволяет сделать высоким потолок, что способствует удобству перемещения пассажиров. Колесная база в 4325 мм обеспечивает хорошую маневренность и позволяет компоновать салон на усмотрение перевозчика.

По оснащению этот «извозчик» сопоставим с аналогами. Стандартный цвет кузова – белый, салон обшит панелями из композитных материалов и снабжен термо- и шумоизоляцией. Напольное покрытие – антистатическое и водонепроницаемое «транслайн». На входе установлена стальная подножка, сдвижная дверь снабжена ручкой. Внутри есть входной поручень справа и под потолком. Все поручни усилены в местах крепления, и для российских условий это не перебор. Анатомические сиденья двухцветные. К услугам пассажиров эффективная вентиляционная система и автономный отопитель. В качестве аварийных выходов предусмотрены задние распашные двери и люк в крыше.

Ход автомобиля плавный, подвеска в меру жесткая, и уровень комфорта приемлемый. Микроклимат устраивает разных пассажиров, и это неплохо. Неудобства испытывают только те, кто сидит над колесными арками. С наличием ручной клади посадка превращается в элемент акробатического искусства. У пассажиров в хвостовой части еще два минуса: забрызганные грязью окна размывают или вовсе наглухо маскируют картинку за окном, и перемещаться к выходу с «камчатки» нужно заблаговременно.

«Турист» на подработке


Среди стандартных маршруток нет-нет, да и встречаются «туристы». С одним из них я ознакомился в Калуге. Салон Ford Transit на 19 посадочных мест (включая два в кабине водителя) выглядел роскошно. Но так ли он практичен?

Дверь открывается с помощью электропривода, и процесс этот небыстрый – занимает около 7 секунд. Неудивительно, что водители начинают открывать дверь до полной остановки микроавтобуса и трогаются с места, когда амбразура до конца не закрыта. Дверной проем в 900 мм при сдвинутой двери предоставляет от края двери до поручня наискосок 860 мм. Достаточно для того, чтобы легко вошла крупногабаритная клуша с котомками. Да только внутри свобода перемещения ограничена. Ширина прохода – всего 270 мм. От подушки сиденья до впереди расположенной спинки – только 250 мм. Зато ширина подушки приличная – 425 мм. Впрочем, удобств это не добавляет: нет ни ручек, ни поручней. Наличие откидных подлокотников в проходе говорит о том, что салон был ориентирован на корпоративные перевозки.


Все сиденья расположены по ходу движения, что теоретически исключает давку в борьбе за лучшие места. Сине-бежевый дерматин легко моется, но он же и легко загрязняется. Из-за высоких спинок, низких окон и широких стоек обзор никакой, особенно у едущих стоя. Предпоследний ряд сидений около окон неудобен: распрямить ноги мешает выступающая арка колес. И если справа пассажир на одиночном сиденье может выставить конечности в проход, то по левому борту человек лишен такой возможности. Отсутствие ручек заставляет держаться под тяжестью тела и балансировать корпусом или хвататься за спинку, что не очень удобно. А держаться нужно: на сиденье передается мелкая дрожь, а на ухабах и выбоинах заднюю часть машины ощутимо подбрасывает. В общем, «турист» в качестве маршрутного такси – скорее минус, чем плюс.

Ford Transit: от 19 до 25 мест


Стандартный Ford Transit для маршрутных перевозок имеет салон на 20, 22 или 25 мест. В региональных центрах встречаются четыре базовых варианта компоновки кресел: две версии 18+7+1, а также 19+6+1 и 16+9+1. При этом данная модель считается самой массовой среди других иномарок в целом ряде регионов РФ.

На вторичном рынке самый востребованный – 25-местный «Транзит» с панорамным остеклением и высокой крышей, хотя встречаются стандартный микроавтобус и его разновидность с панорамным остеклением. Его оснащение аналогично оснащению одноклассников, прежде всего – в лице MB Sprinter и VW Crafter. Белый цвет, вход в салон через сдвижную правую дверь, широкая наружная подножка, дверные ручки снаружи и изнутри, термошумоизоляция и напольное покрытие – как у конкурентов. Салон отделан композитными панелями, освещение проложено по потолку, задние двери с запорным устройством. Отопитель салона работает от системы охлаждения двигателя, есть также функционирующие при движении микроавтобуса вытяжные клапаны. Из особенностей отметим штатные места для крепления огнетушителей, центральный замок и систему спутниковой навигации ГЛОНАСС. Впрочем, аналогичными устройствами могут быть оснащены и другие маршрутки.


Расстояние от пола до потолка, в проходе и между сиденьями очень близко к параметрам VW Crafter, и это объясняется фактическим отсутствием разницы в размерах. Пассажиры охотно садятся в такие маршрутки, считая их стопроцентным иномарками.

«Французы» и русифицированный «итальянец»


Массовыми «извозчиками» в последние годы стали Citroёn Jumper и Peugeot Boxer на 22 места:19+3+1 (19 сидя, три стоя, плюс водитель). Кроме этой схемы такую же вместимость обеспечивает компоновка салона по формулам 18+4+1, 17+5+1, 16+6+1 или 15+7+1. При схожести с аналогами других марок, у этих моделей применяется светодиодное освещение салона, тросиковый электропривод сдвижной двери и дополнительный отопитель в передней части салона.

Бренды разные, но по сути это одно и то же транспортное средство. Ширина входа при сдвинутой двери составляет 780 мм. В версии на 18 посадочных мест, креслах с высокой спинкой и подушкой сиденья шириной 410 мм расстояние между сиденьями в проходе достигает 500 мм. В принципе, очень неплохо, но до спинки вперед стоящего кресла запас свободного пространства не самый большой в классе – 250 мм. Успокаивает тот факт, что этот параметр характерен только для одного ряда – третьего от кабины водителя.


Первый ряд представляет собой сиденья спиной по ходу движения, а в хвостовой части – типичный «десантный» вариант по четыре сиденья вдоль бортов, друг напротив друга. Эти тесные ряды любит молодежь – удобнее работать с ноутбуком и другими гаджетами. В то же время, держаться здесь не за что, да и сумки приходится ставить чуть ли не на ноги других пассажиров. Створки задней двери, как правило, громыхают. В непогоду задние окна грязные и смотровой эффект нулевой. По ходу движения размещены только пять сидений, они-то и являются наиболее удобными.

Аварийный люк в салоне только один, молотки на штатных местах, как правило, отсутствуют. В зоне передней площадки держаться не за что – потолочных поручней нет, как и ручек на спинках сидений.
В FIAT Ducato уровень комфорта сопоставим, только число посадочных мест меньше: на линиях работают короткобазные автомобили, собранные компанией «СОЛЛЕРС».

Каркасная «ГАЗель NEXT»


Самый свежий представитель семейства маршруток – 18-местный каркасный автобус «ГАЗель NEXT» в плеяде маршруток стоит особняком. Все сиденья в нем установлены по ходу движения. Автобус почти на метр короче «пазика»: его длина всего 6080 мм, ширина – 2530 мм, высота 2720 мм. Кубизм форм не обманывает ожиданий: высота салона достигает 1900 мм. При этом дорожный просвет у автобуса – как у «Жигулей»: 170 мм.

Передняя служебная дверь – одностворчатая, поворотного типа, с электромеханическим приводом и возможностью аварийного открывания изнутри и снаружи. Даже без измерений видно, что в салоне удобно сидеть, но неудобно перемещаться по салону из-за узкого прохода. Пассажирам приходится двигаться приставным шагом, боком по направлению к выходу. Зато кресла удобные, потолок высокий, и панорамное остекление – на зависть многим.
Каркасный автобус на базе «ГАЗель NEXT» отличается плавным ходом, мощной печкой и высокой маневренностью. Единственное нарекание – очень узкий проход между сиденьями, что вызывает коллизии между теми, кто входит в салон и теми, кто готовится к выходу на ближайшей остановке.


На чем поедет пассажир?
Анализируя совокупные достоинства и недостатки российских маршруток, отзывы пассажиров и личные впечатления, могу сказать определенно точно: большинство людей не выбирают, на чем ехать. Если на дворе непогода (дождь, ветер), и холодно, они поедут на том транспортном средстве, которое быстрее приедет. При прочих равных, конечно, пассажиры выберут более просторный транспорт – тот же «пазик» или иномарку с низкой ступенькой, в которую вход удобнее и безопаснее.

Но в областных центрах очень часто альтернативы нет. Есть маршруты, на которых работают исключительно ПАЗы или «ГАЗели». В таком случае альтернатива неудобной маршрутке – попутка или такси, благо в областных центрах это доступное удовольствие. Например, в Калуге стоимость поездки в такси – от 45 руб. Можно преодолеть несколько городских кварталов, уложившись в 100 руб. И если для одиноких пенсионеров это тариф из разряда роскоши, то остальным категориям граждан он по карману. Что же касается особо привередливых пассажиров, то самое время вспомнить старую поговорку: «вам шашечки или ехать?»