суббота, 18 июля 2015 г.

Москва: На станции метро «Котельники» установили семь энергосберегающих эскалаторов


Семь эскалаторов с функцией замедления движения для экономии электроэнергии поставила на станцию метро «Котельники» компания «ТиссенКрупп Элеватор». В случае отсутствия пассажиров, если на эскалаторе включен режим замедления, эскалатор замедляет скорость, а если пассажиров долгое время нет, он может и вовсе остановиться. О том, как изменилась скорость эскалаторов в метро за последние несколько лет, почему поручень эскалатора зачастую едет быстрее или медленнее ступеней эскалатора и какие новшества может предложить метрополитену компания рассказал в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Анастасии Колесовой Владимир Талантов - сотрудник компании «ТиссенКрупп Элеватор», отвечающий за проекты с метрополитеном.

Анастасия Колесова (А.К.): Насколько известно, вы плотно работаете с Московским метрополитеном. На каких станциях уже стоит ваше оборудование и на какие еще станции вы планируете поставлять эскалаторы вашей компании?

Владимир Талантов (В.Т.): Мы участвуем в тендерах метрополитена наряду с «Трансмашхолдингом», Крюковским заводом и другими. В настоящее время мы поставили уже оборудование для станции «Деловой центр» - это 12 эскалаторов, для станции «Котельники» - семь эскалаторов, для станции «Парк Победы» – три эскалатора. Получим ли мы заказы в дальнейшем - пока сказать не можем. Мы участвуем в тендерах, но результатов пока не имеем. Есть два направления работы. Первое - это поставка эскалаторов для новых строящихся станций метро, где в качестве заказчика выступает «Мосинжпроект». В этих тендерах мы участвуем. Второе направление - это замена старых эскалаторов на новые. В качестве заказчика по данным проектам выступает Московский метрополитен. До сегодняшнего дня, насколько нам известно, был проведен только один тендер на замену эскалаторов для нескольких станций. Мы участвовали в этом тендере в 2012 г. Победителем была признана другая компания.

А.К.: Какие эскалаторы вы поставили на станцию «Котельники»? Мы как раз ждем с нетерпением ее открытия.

В.Т.: Мы предлагали и поставили эскалаторы марки «Виктория» - компактные тяжелые эскалаторы, которые соответствуют требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов (ПБ 10-77-94). Исходя из того, что «ТиссенКрупп» получила заказ на поставку эскалаторов, сроки поставки и цена были конкурентоспособные.

А.К.: Чем ваши эскалаторы отличаются от оборудования других изготовителей?

В.Т.: Все узлы, присущие любому эскалатору такие же, как и других производителей. Отличия заключаются в деталях. Мы исходим из того, что эскалатор для метрополитена должен быть надежным, безопасным для пассажиров, рассчитан на срок службы не менее 50 лет, удобным для эксплуатирующей организации. В этой связи вместо приводной цепи было решено применить механизм с косозубым зубчатым зацеплением для передачи крутящего момента с выходного вала редуктора на главный вал эскалатора, тяговые цепи с внешним расположением роликов, интеллектуальную микропроцессорную систему управления, позволяющую не только эффективно управлять приводом с частотным преобразователем, контролировать цепь безопасности и отдельные узлы эскалатора, но и проводить самодиагностику и информировать обслуживающий персонал и диспетчеров о техническом состоянии эскалатора и его узлов. Допуски при изготовлении оборудования и зазоры, в том числе с пассажирской зоны, минимальные, что значительно повышает уровень безопасности пассажиров, находящихся на эскалаторе. У эскалаторов удачное решение по приводу поручня, натяжной станции, креплению фартука, что позволяет удобно производить регулировки, требуемые во время эксплуатации. Система мониторинга перекрывает требования эскалаторной службы.

А.К.: А как часто надо ремонтировать эскалаторы в метрополитене, заменять какие-то части?

В.Т.: В принципе, есть инструкция, рекомендуемый период обслуживания этих эскалаторов. Мы предлагаем ежедневный осмотр, ежедневную визуальную оценку состояния эскалаторов, ежемесячное техническое обслуживание. Что касается срока службы отдельных компонентов, то это зависит от режима эксплуатации, условий, в которых этот эскалатор находится. В любом случае, есть жесткие требования, в которых предписывается, что до капитального ремонта эскалатор должен пройти не менее 180 тыс. км.

А.К.: Как бы вы охарактеризовали качество эскалаторов в Московском метрополитене?

В.Т.: Тот факт, что эскалаторы находятся в эксплуатации более 50 лет, уже говорит о том, что как конструкция самого оборудования, так и профессионализм сотрудников эскалаторной службы Московского метрополитена находятся на высоком уровне. Знаю, что парк эскалаторов в метрополитене представлен несколькими моделями. Одни из них были более удачными, другие менее. Тот факт, что за время эксплуатации эскалаторов техника шагнула достаточно далеко, является неоспоримым. Поэтому многие решения, присущие современному оборудованию, не в полной мере присутствуют на старых эскалаторах. И, тем не менее, метрополитен старается за счет модернизации оборудования поддерживать его технический уровень и уровень безопасности для пассажиров. Но то, что принято решение о замене старых, отработавших свой срок эскалаторов, считаю правильным. Это можно обосновать не только тем, что ресурс эскалаторов уже выработан, но и тем, что необходимо увеличивать пропускную способность эскалаторов. Одним из способов является применение более узких машин, которые позволяют устанавливать в имеющиеся тоннели больше эскалаторов, к примеру, вместо трех четыре или вместо четырех пять.

А.К.: Чем вообще отличаются эскалаторы, устанавливаемые в метрополитене, от эскалаторов в торговом центре?

В.Т.: Эскалатор метрополитена предполагает более тяжелый режим эксплуатации – это 20 часов в день семь дней в неделю на протяжении не менее 25-50 лет. Для торговых центров используются облегченные конструкции, срок их эксплуатации составляет от 10 до 15 лет, эксплуатируются они примерно по 10 часов в сутки и пять дней в неделю.

А.К.: Есть немало людей, которые боятся ездить на эскалаторах, поэтому, зачастую, и не пользуются метрополитеном. Однако производители оборудования заявляют, что эскалаторы - это одно из самых безопасных средств передвижения. Так ли это?

В.Т.: Требования нормативных документов к эскалаторам метрополитена и технические требования Московского метрополитена предполагают, что сама конструкция эскалатора должна предусматривать исключение каких бы то ни было последствий для пассажиров в случае выхода из строя или поломки узлов и механизмов машины. Любой эскалатор, устанавливаемый в метрополитене, проверяется на соответствие его существующим нормам и правилам и подвергается грузовым испытаниям, при которых имитируются аварийные ситуации. Поставщик и/или изготовитель оборудования должен предъявить протоколы испытаний и исследований по отдельным компонентам эскалаторов. Такие компоненты как ступени и главные валы эскалаторов исследуются на наличие скрытых раковин, поручни, ступени и тяговые цепи подвергаются испытаниям на их способность выдерживать максимальные эксплуатационные нагрузки. При этом коэффициент запаса прочности тяговых цепей должен быть не менее 7, а ступеней и поручней – не менее 5. В ходе эксплуатации регулярно проверяется работоспособность важных узлов эскалатора: рабочих и аварийных тормозов, цепи безопасности, блокировочных устройств, натяжение тяговых цепей. При соблюдении всех вышеуказанных процедур, а также правил поведения на эскалаторах, можно подтвердить, что они являются наиболее безопасным средством передвижения.

А.В.: Можно ли как-то настраивать скорость эскалатора?

В.Т.: Номинальная скорость эскалатора регламентируется нормами и правилами и, за некоторым исключением, не должна быть выше 0,75 м/с. Кроме того, есть требование, чтобы скорость была несколько ниже для проведения ремонтных работ. Нами для метрополитена предлагается система управления, которая позволяет при отсутствии пассажиров уменьшать номинальную скорость в два раза, а по истечению заданного промежутка времени эскалатор останавливается. Эта опция находит применение в аэропортах, вокзалах, торговых центрах, где существует прерывистый поток пассажиров и позволяет экономить затраты на электроэнергию.

А.В.: А не изменялась ли скорость эскалаторов в Московском метрополитене за последние 5-10 лет?

В.Т: Да, изменилась. Она снизилась. Раньше допускалась скорость до 1 м/с, сейчас она составляет 0,75 м/с. Увеличение скорости, казалось бы, должно приводить к увеличению пропускной способности эскалатора, что необходимо для сегодняшней ситуации в метрополитене. И это наблюдается, если скорость увеличивается с 0,5 до 0,75 м/с. Дальнейшее повышение скорости приводит к обратному эффекту. Объясняется это тем, что пассажиры не занимают все ступени эскалаторов, кто-то по причине внутренних опасений, кто-то из-за пониженной реакции и, как следствие, происходит уменьшение пропускной способности.

А.К.: Вы уже предлагали Московскому метрополитену какие-то нововведения? Например, систему уменьшения скорости при отсутствии пассажиров на эскалаторе?

В.Т.: Да, на станции «Деловой центр» такая функция уже есть, и в случае отсутствия пассажиров, если включен на эскалаторе режим замедления, то эскалатор замедляет скорость, а если пассажиров долгое время нет, он может и вовсе остановиться. Такие же эскалаторы установлены на станции «Котельники».

А.В.: Какие еще нововведения вы уже предлагали метрополитену или хотели бы предложить?

В.Т.: Мы предложили систему мониторинга, которая позволяет отслеживать состояние эскалатора. Это есть, но я думаю, что это использовалось метрополитеном и ранее. Может быть, объем возможностей у нас больше, большее количество параметров можно отслеживать. А что касается каких-то особенных требований, то, с одной стороны, они достаточно консервативны со стороны эскалаторной службы, и я так предполагаю, что люди хотят сначала убедиться в работоспособности той или иной опции, а уже затем принимать ее или нет. Потому что при выборе, после того, как мы даже получили заказ на это оборудование, было достаточно много требований со стороны эскалаторной службы, которые мы учли. Это были и положительные критические замечания, и дискуссионная выработка решений, которые, в принципе, коллегам заводчанам, очень понравились. Система мониторинга представляет собой сбор информации о состоянии эскалатора: статистика о том, какое время он двигался вниз, вверх, какое количество остановок было, в результате каких факторов он останавливался - сработал какой-то датчик или кто-то нажал на кнопку «стоп». Это, с одной стороны, дает информацию о пассажиропотоке, помогает лучше организовать работы, в том числе и по обслуживанию эскалаторов, и позволяет оценить техническое состояние оборудования. Любой элемент цепи безопасности, если он срабатывает, фиксируется программой и заносится в память. Проанализировав эту информацию можно выявить причины данных срабатываний и предугадывать критические состояния, заблаговременно проводя замену компонентов и техническое обслуживание.

А.В.: Почему все же поручень эскалатора зачастую едет быстрее или медленнее ступеней эскалатора?

В.Т.: Во многом это определяется тем, что линейная скорость движения поручня на поворотных участках, где он изменяет направление движения на противоположное, из-за деформации поручня становится больше. Как следствие, поручень несколько опережает лестничное полотно. При слабом натяжении поручня возникает проскальзывание, что проявляется в отставании поручня от лестничного полотна. Так как основная роль поручня состоит в том, чтобы пассажир имел возможность опереться на него и тем самым сохранить равновесие в течение всей поездки, то небольшая, до 2% разница в скорости движения поручня и лестничного полотна правилами допускается. На поставленных нами эскалаторов не только этот параметр контролируется датчиками, но и синхронность движения обеих ветвей поручня.

А.К.: Поставляете ли вы в метрополитен лифты для маломобильных групп граждан?

В.Т.: Да, но сейчас, участвуя в конкурсах, мы проигрываем их, хотя исходим из того, что для метрополитена должно поставляться качественное оборудование с определенными требованиями, и я думаю, что в этом мы нашли какое-то общее решение и с метрополитеном. У метрополитена есть жесткие требования и у «ТиссенКрупп» есть определенная линейка лифтов, которые могли бы удовлетворить этим требованиям, но эта линейка требует достаточно больших вложений, и мы не всегда являемся конкурентоспособными.

А.К.: Насколько нам известно, ваша компания также поставляла лифты и эскалаторы для аэропортов и бизнес-центров Москвы?

В.Т.: Мы поставляли оборудование для аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово. Достаточно много оборудования мы поставляли для «Москва-Сити». Для здания «Башня Федерации» мы поставляли первые в России лифты системы Twin. Данная лифтовая система обладает, как минимум, двумя преимуществами по сравнению с традиционным лифтовым оборудованием. Во-первых, лифтовая система Twin состоит из двух лифтовых кабин, которые размещаются друг над другом в одной шахте и перемещаются между различными этажами независимо. Лифтовая система Twin позволяет экономить в среднем 27% энергии. Лифты Twin также могут выполнять функции генератора, преобразовывая кинетическую энергию лифтов в электричество и возвращая его в сеть. В результате рекуперации энергии потребность здания в электроэнергии сокращается практически на 30%. Во-вторых, возможность разместить в одной шахте две независимые лифтовые кабины позволяет увеличить пропускную способность лифтов при минимальной площади, используемой для лифтовых шахт. Таким образом, площадь здания используется более эффективно.

А.К.: Какое оборудование вы могли бы предложить Москве?

В.Т.: Для существующих станций метро, в которых предполагается замена эскалаторов, мы готовы предложить узкие машины с высотой подъема до 75 м, которые позволяют устанавливать вместо трех существующих четыре новых, при сохранении проходов между эскалаторами. Это привычные с точки зрения месторасположения приводной станции и способов ее обслуживания в метрополитене эскалаторы. Для новых станций мы готовы наряду с эскалаторами, которые уже поставлялись, также предложить узкие машины, имеющие в зависимости от высоты подъема либо компактное исполнение, привод внутри несущего каркаса, так и расположение привода непосредственно в машинном помещении. Кроме того, специально для российского рынка разработан лифт, называемый Simplicity, который позволяет локализовать производство части комплектующих в России и сделать его более доступным для большего количества объектов. Мы считаем, что такой компромисс, когда лифт комплектуется надежным немецким приводом, зарекомендовавшей себя с положительной стороны системой управления и узлами, произведенными в России, делает его с точки зрения соотношения «цена - качество» очень привлекательным. Simplicity спроектирован под принятые в России размеры лифтовых шахт. Стоимость его получается практически в два раза дешевле, по сравнению с лифтом, произведенным в Германии. С этим лифтом мы планируем конкурировать с продукцией уже давно известных в России заводов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий