среда, 8 июля 2015 г.

Сухумский троллейбус


Троллейбус в Абхазии был построен в 1967 году и работает только в городе Сухуми. Хотя если быть точным, то один из городских троллейбусных маршрутов (№ 2) проложен и в пригород столицы, минуя село Мачара Гульпришского района, он доезжает до поселка Тхубун (бывший Каштак), который расположен по дороге в аэропорт (сухумский аэропорт официально не работает, однако по городу курсирует микроавтобус иностранного производства с аршинными буквами «Абхазские авиалинии»). Максимальное количество троллейбусных маршрутов в Сухуми в советские времена достигало 4 линий. После грузино-абхазского конфликта 1992–1993 гг. в городе действовало 2 линии, и лишь в середине 2005 года с приходом нового подвижного состава были восстановлены линия № 3 и № 4.


В 2008 году на сухумском троллейбусе парк состоял полностью из старых ЗиУ-9, пришедших б/у из Москвы и Майкопа.


Этот троллейбус работал раньше на маршрутах Филёвского автобусно-троллейбуснного парка города Москвы.


Остался даже бортовой номер.


Перед их приходом в городе оставалось всего несколько рабочих Шкод-9Тр.


Троллейбусная система в городе Сухуми (Сухум) — редкий повод для радости и оптимизма в пребывающей в состоянии полной разрухи Абхазии. Уж казалось бы, так мало всего восстановлено и восстанавливается в стране после прошедшей 20 лет назад войны, что при логическом развитии событий, троллейбусом уж должно было бы давно тут и не пахнуть. Но нет! Система работает и по региональным меркам практически образцовая!


Несколько лет назад троллейбусный парк был полностью обновлён. Теперь сухумцев возят новые красивые троллейбусы завода ТролЗа.


Всего три маршрута, все начинаются от Центрального рынка.


По сравнению с советскими временами сеть сократилась незначительно — не работает линия к западу от рынка на Маяк. Единственное, чего не хватает — сквозного маршрута с востока и центра на ж.д. вокзал. Теперь чтобы проехать, нужно делать пересадку на Центральном рынке. А это неудобно, и поэтому проще так ехать на автобусе/маршрутке.


Кстати, на электронных табло всегда написано только: "Абхазия. Сухум".


Есть несколько "оптим".


Троллейбусы, кстати, заканчивают работу очень рано. Автобусы и маршрутки тоже. Уже в 8 вечера добраться до дома можно только пешком.


С тротуарами плохо, дороги в лужах-колдобинах. Но зато есть электротранспорт/


1-й маршрут — самый частоходящий. Идёт от рынка через ж.д. вокзал в крупный жилмассив Новый район.


Остановка "Новый район". Правда находится она на Центральном рынке. Видимо подразумевается, что здесь посадка.


3-ка идёт примерно также, но после ж.д. вокзала сворачивает налево в район Железнодорожный посёлок. Конечная "тройки".


Контактная сеть.


2-й маршрут идёт от Центрального рынка в центр города, затем на восток в район Турбаза. Поскольку мы жили в восточной части города, то пользовались им регулярно. Увы, ходит двойка довольно редко..


Троллейбусный парк.


На территории.


Всего в Сухуми около 30 машин, и все новые! По степени новизны парка Сухуми сейчас впереди планеты всей! Удивительно, кстати, что самый молодой подвижной состав на территории бывшего СССР сейчас здесь и в Душанбе!


Ещё недавно, кстати, троллейбус был фактически рогатой маршруткой. Его можно было и остановить в любом месте взмахом руки, и попросить выйти тоже. Сейчас порядку несколько больше, хотя в принципе вышеописанное вполне возможно.


Кстати, кроме Сухуми из Закавказья, троллейбус остался, увы, только в Ереване. В остальных местах всё было закрыто. Интересно, что в той же Грузии, где войны не было, троллейбусы отовсюду исчезли. В Абхазии же, несмотря ни на что, его сохранили. Хотя во многом это сохранение было знаковым — возвращение троллейбуса тут было символом возвращения мира и спокойной жизни.


Конечно же, во многом всё это существует благодаря помощи России. Но помощь тоже можно по-разному принимать, как известно. В общем, пожелаем сухумскому электротранспорту хорошей жизни и процветания!