суббота, 25 июля 2015 г.

Однорельсовый трамвай


Транслор (или транслёр, англ. Translohr) — трамвай на шинах, использующий усовершенствованное крепление к единственному рельсу. Был разработан в своё время французской компанией «Lohr Industrie» (вообще, французы как-то нездорово любят шины, вспомнить хотя бы их метро на колёсиках), но в 2012 году, чтобы избежать банкротства, технологию продали фирме Alstom.


Иными словами, цепляется трамвай за рельс так:


Технология довольно молодая, но используются в следующих городах:

Клермон-Ферран (Франция), с 13 ноября 2006
Падуя (Италия), с 24 марта 2007, см. Трамвай на шинах Падуи
Тяньцзинь (Китай), с марта 2007
Шанхай (Китай), с 1 января 2010
Местре (континентальная часть Венеции, Италия), с 20 декабря 2010
Париж (пригород Сен-Дени, линия Т5), с 29 июля 2013

Строящиеся линии:
Л’Акуила (Италия)
Париж (линия T6)
Медельин (Колумбия)


Данный аппарат имеет следующие преимущества:
  • Минимальный радиус разворотного кольца у транслора несколько меньший, чем у традиционного трамвая;
  • Возможность форсировать подъёмы с уклоном до 13% (трамвай осилит уклон до 9%);
  • Заявлена также более низкая стоимость прокладки линии транслора по сравнению с линией традиционного трамвая (всё-таки рельс только один);
  • Меньший шум и вибрации при движении за счёт резиновых колёс.

Минусы:
  • Эксплуатация транслора в странах со снегом сопряжена с рядом техническим трудностей — во время оттепелей и ранней весной талая вода может скапливаться в желобе с направляющим рельсом и замерзать при похолоданиях и, таким образом, сделать колею транслора непроходимой для подвижного состава (для сравнения, традиционный трамвай не имеет такого недостатка);
  • Путевая инфраструктура транслора, как и у традиционного трамвая, должна быть проложена на всем протяжении трассы движения;
  • Транслор очень чувствителен к качеству используемой дороги — неровности дороги в полосе движения траслёра, а также посторонние предметы в желобе рельса, могут привести к поломкам подвижного состава и даже к сходу с направляющего рельса (для сравнения, троллейбус менее чувствителен к неровностям используемой дороги, а для традиционного трамвая важно лишь состояние ходовых путей);

  • Необходимость эксплуатации колёс с пневматическими шинами, что несколько усложняет систему по сравнению с обычным трамваем;
  • Невозможность передвижения подвижного состава вне постоянного маршрута, в отличие от автобусов и современных троллейбусов;
  • Не разработано способов пересечения линии транслора с традиционным трамваем и железными дорогами на одном уровне;
  • Менее плавный ход, чем у того же трамвая;
  • Износ резиновых колёс даёт пыль, которая хуже стальной (первая разлагается на ядовитую органику и сероорганику, стальная же на оксид железа, который ничем не отличаются от прочих крупинок оксидов кремния, алюминия и железа, из которых состоит земля).

Конечно, у нас такие пепелацы мало применимы, но для общего развития знать стоит.