пятница, 28 августа 2015 г.

Jpod - концепт индивидуально-общественного транспорта

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
29.07.2012

Кто из нас не мечтал хоть когда-нибудь «флипнуть до космодрома»? Мысль об автономном индивидуально-общественном транспорте будоражит умы ученых и обывателей уже не первое десятилетие, но достойного воплощения еще не нашла. Конечно, существуют программы совместного использования автомобилей, сдачи в прокат велосипедов и так далее, но вот чтоб залезть в пустую кабину, ткнуть пальцем в пункт назначения и расслабиться, наслаждаясь видом из окна – такого еще, кажется, не было.


Концепт транспорта будущего авторства Билла Джеймса предлагает именно это. Новый вид электрического транспорта «JPod» представлен самоходными кабинками на четыре-шесть человек, движущимися по рельсам подвесной дороги с фотоэлектрическими панелями наверху. Вызываемая по требованию кабина оснащена сенсорным экраном: стоит лишь задать цель – и компьютерная система сама рассчитает оптимальный маршрут, без пробок и ожидания на перекрестках.


Джеймс, в отличие от многих, осознает, что уголь и нефть – ресурсы отнюдь не возобновляемые и убежден, что «нефтяной голод» уже не за горами. А это значит, что пришло время для радикальных изменений и перехода к экологически устойчивым видам транспорта. Его решение – система электрического транспорта JPod.


Кабина JPod представляет собой «транспортное средство весом 226 кг, рассчитанное на перевозку людей или грузов весом до 544 кг при расходе топлива 0,90 л на 100 км пути». Электропитание кабины обеспечивается, как в метро, снятием тока с третьего контактного рельса. Энкодеры в колесах и датчики в рельсах позволяют координировать маршруты кабинок, исключая вероятность опасного сближения и столкновений.


Потенциально использование JPod должно оказаться не менее комфортным, чем езда на автомобиле; к тому же, оно избавляет от необходимости стоять в пробках, искать место для парковки и продумывать оптимальный маршрут – решение всех дорожных вопросов берет на себя автоматика.

Несколько необычно выглядит идея подвесной дороги в городе. Объясняется она тем, что, по замыслу автора, сверху над дорожным полотном (шириной 4 м) расположатся фотоэлектрические панели, частично обеспечивающие нужды системы. В местах стоянок ширина солнечных панелей будет увеличиваться до 6-10 метров.


Для демонстрации возможностей концепта JPod был построен короткий отрезок подвесной дороги с опытными образцами кабинок. Выглядят они, конечно, далеко не современно (да и собраны «на коленке» в гараже), но с функциями своими справляются. Как признается Джеймс, главным для него было – начать, а эстетика – дело наживное.

Возможности опытной системы ограничены: мощность каждого из ее двигателей – всего 1 ватт. Промышленные образцы кабинок JPod будут оснащаться двигателями мощностью от 700 ватт до 6,5 киловатт в зависимости от предназначения и смогут развивать скорость 48 км/час (расход электроэнергии при этом будет составлять ~124 Вт•ч/км).


«Кабинки JPod обеспечивают свободу передвижения по городу при затратах энергии, составляющих одну десятую затрат автомобилей, пассажирских поездов и автобусов. По сравнению с автомобилями они уменьшают стоимость проезда с 0,35$/км до 0,02$/км».



«Система JPod невероятно проста и легко масштабируема», - продолжает Билл Джеймс. – «Дизайн рассчитан на то, чтоб выдерживать землетрясения и порывы ветра до 177 км/час».


По замыслу автора, система должна работать круглые сутки. Питание первое время должно поступать из сети и от топливных генераторов на природном газе, позже солнечная энергия будет преобразовываться и храниться в виде синтез-газа.


Пока что это только концепт, но Джеймс полон решимости воплотить его в жизнь. Начать он планирует с небольших конструкций в торговых центрах, университетах, тематических парках, аэропортах и т.д. Затем, когда технология себя зарекомендует, настанет черед городов. Ну а пока этот день не настал, мы можем полюбоваться на открывающиеся перспективы использования индивидуального городского транспорта от Билла Джеймса на видео.



использованы материалы