воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Москва: Ночные автобусные маршруты


Изложение текста, орфография, а также мнение автора сохранены.

Как известно, вот уже почти два года в Москве снова существует ночной общественный транспорт. Недавно количество маршрутов снова увеличилось, и общее их число достигло 10!
Я сам уже не раз пользовался некоторыми маршрутами (больше всего 15 троллейбусом, но с появлением Н6 жизнь ещё сильнее упростилась), они действительно очень сильно упрощают жизнь. Стало интересно — а насколько хорошо горожане осведомлены об этом явлении? Ведь если ночные маршруты не будут пользоваться спросом, то их может постичь судьба их предшественников. В связи с этим мы направились вечером в субботу на главную тусовочную точку ночных автобусов — Лубянскую площадь. На остановке около политехнического музея разъезжается во все стороны города подавляющее большинство ночных маршрутов.

Итак, теперь это место — самое оживлённое в транспортном плане в течение ночи. Автобусы подъезжают/уезжают практически постоянно!


Табло с трудом успевает обновляться. Днём на этой конечной такой активности и близко нет.


Всего через Лубянку проходит 6 ночных автобусов и один ночной троллейбус. Правда сейчас вместо троллейбуса тоже временно ходит автобус.


У автобусов Н2-Н6 тут конечная, автобус Н1 тут проходит только при движении в одну сторону (из Шереметьево на Юго-Западную)


А 63 троллейбус тут останавливался всегда. Просто его время работы продлили на ночь (сначала это было сделано только на выходные, а потом и на все дни недели). Сейчас из-за ремонта Рязанки по маршруту ходят автобусы, но мы в своё время пару раз успели прокатиться и на троллейбусе ночью.


Скажу сразу — эксперимент вышел не очень чистым. Как раз в этот вечер проходил московский велопарад, в результате чего основными пассажирами ночных автобусов были велосипедисты.



С другой стороны, Москва — это такой город, где постоянно чего-то происходит, в том числе и ночью. И именно для таких целей и нужно, чтобы у горожан была возможность перемещаться по ней в любое время суток.


Так что будем считать, что всё нормально с экспериментом. В конце концов, ночной пассажиропоток априори будет скачкообразным: то никого-никого, то набитый автобус.


Меня так увлекло наблюдение за процессом, что простоял на Лубянке практически всю ночь. Велосипедисты и не только прибывали постоянно!


Ничего не скажешь, народ уже прочухал про это явление, и Лубянка действительно стала своеобразным транспортным узлом. По крайней мере практически в течение всей ночи на этой конечной кипит жизнь — приходят/уходят люди, садятся в автобусы, выходят из них.


От этого всего тут совершенно не скучно находиться — постоянно ощущение, что присутствуешь в центре какого-то движняка.


Совсем бы было по-другому, если бы никого на остановке не было. Интересно, каково тут в будни?


В начале ночи ещё можно застать последний рейс дневного Т25 — эдакого троллейбусозаменителя. Больше до самого утра вы никаких мерседесов тут не увидите.


Маршрут Н5 — один из новой волны. Пожалуй, самый крутой маршрут, который идёт сначала по Волгоградке вдоль Таганско-Краснопресненской линии до Кузьминок, потом сворачивает в Люблино-Марьино, и, наконец, заканчивает в Орехово-Борисово на кончике Каширского шоссе. Связывает концы трёх линий, но почему-то спросом не очень большим пользуется.


Н6. Едет строго вдоль северного радиуса оранжевой линии до Медведково. Интересно, что наибольшим спросом у велосипедистов пользовался именно он!


На рейс в 2 ночи возник какой-то феерический ажиотаж. Двухколёсные грузились минут пять и в итоге все желающие не влезли!


Вы можете себе представить! Не влезли все желающие! В ночной автобус! Не влезли! Пусть они были все с велосипедами, но в данном случае это уже не имеет такого значения.



Главное, что это наглядное доказательство того, как без ночного транспорта никуда!


Менее удачливым велосипедистам пришлось ждать следующего Н6. Который из-за опоздания этого должен был прийти не через 30 минут, а через 20.


Кстати, да. Несмотря на то, что ночь, что вроде не должно быть пробок, автобусы опаздывают постоянно. Пара рейсов Н3 и 63 вообще почему-то не пришла. Хорошо, что мне не надо было ехать, а если бы надо было?


В очередном 63м... ВНЕЗАПНО контролёры! Мы буквально за день до этого обсуждали — реально ли их встретить в ночных автобусах? Казалось, что немыслимо это, оказалось — более чем!


В какой-то момент автобусов на Лубянке оказалось совсем много. Видимо подъехали одновременно ещё и запаздывавшие.


Кстати, интересный момент. Многие называют автобусы не "эн", а "аш". Несколько раз слышал фразы вроде: "где тут останавливается аш-3?", или "Когда будет аш-6?". А я сначала и не понял вопроса, мне послышалось "А6".


В какой-то момент приехал Н1. Первенец, который уже ходит почти два года. Приехал уже хорошо так заполненным и сразу уехал.



Н1 — самый длинный маршрут Москвы в принципе. Идёт от аэропорта Шереметьево до Озёрной улицы (за метро Юго-Западная). На Лубянку заезжает только в одну сторону, что осложняет его использование при желании ехать на северо-запад.


Ещё очень неудобно то, что из-за такой длинной трассы, он начинает ходить очень поздно. Первый его рейс аж в 2 часа ночи мимо Лубянки проходит.


Автобусы Н2 и Н3 вообще до недавнего времени ходили только в выходные. Их сделали ежедневными только когда ввели новую партию маршрутов.


На Н3 можно катиться себе вдоль синей (Арбатско-Покровской) линии. Измайлово, Гольяново.


Н2 едет на запад по Кутузовскому, мимо Филей, Кунцево. Практически единственный в западном направлении (на восток маршрутов идёт существенно больше). Обслуживается Филёвским автобусно-троллейбусным парком и управляется представительницей прекрасного пола!


Ближе к середине ночи число велосипедистов начало уменьшаться, а число безлошадных пассажиров сохранялось на том же уровне. Скучающие девушки:


Снова Н6 страдает от чрезмерного внимания велосипедистов.


Такое впечатление, что северо-восток — самая велосипедная часть города!


Н4 — Лубянская площадь — Новокосино. Один из двух ночных маршрутов, идущих за МКАД. Обслуживает 4 парк.


Некоторое неудобство с графиками маршрутов. Если новые маршруты (Н4, Н5, Н6) уходят каждые 00 и 30 минут, а приходят примерно в 20 и 50, то "старые" (Н1, Н2, Н3, 63) приходят в 05 и 35 минут, а уходят в 15 и 45. Таким образом, между отдельными парами маршрутов пересаживаться очень удобно, а между другими — совсем нет. Придётся ждать по 25 минут.


Логичнее было бы им всем уезжать в одно и то же время, чтобы с любого автобуса было бы быстро можно пересесть на любой другой. Однако непонятно, хватит ли тут на 7 маршрутов места. А когда увеличат их количество?


Ещё занятно, что у разные рейсы одного маршрута останавливаются на разных остановках. Как известно, на Лубянке две параллельные остановки. Хоть они расположены и рядом, но лучше иметь в виду, что нужный автобус может остановиться на любой из них. Это, скорее всего, самодеятельность водителей, конечно.


А так, вообще, конечно, очень непривычно свыкаться с мыслью, что вот с какой-то далёкой глухой окраины типа Ясеневой улицы или Реутова можно без пересадки попасть в самый центр! Понятно, что так всегда было с 63-м, но теперь можно добраться также и из многих других районов. Мы так ехали с Марьино на Н5, очень этот перепад впечатлил.


Не меньше впечатляет, что вот сейчас они тут стоят рядом друг с другом, а потом сразу разъедутся по окраинам на противоположные концы города на десятки километров. Это нормально для многих городов, но не для Москвы, где автобусы через пол-города уже давно немыслимы и не нужны.


Водители тусуются в ожидании отправления. Вряд ли бы они могли так пересечься днём на какой-либо конечной, и вообще познакомиться. Всё же их парки (3, 4, 16) расположены в совершенно противоположных частях города.


В общем наблюдения в течение всей ночи показали, что без пассажиров не уехал ни один автобус!


Были те, что приезжали на Лубянку пустые, были рейсы с 2-3 пассажирами. Это ещё мы не учитываем тех, что могут садиться уже после Лубянки на других остановках.


Вообще, маршруты эти проложены в целом довольно грамотно — не тупо по магистралям, а по куче разных улиц — так, чтобы по максимуму число районов охватить. Пока маршрутов всё же недостаточно — они уже охватывают большую часть направлений города, но далеко не все! Думаю ещё маршрутов 5 нужно, чтобы сеть стала полноценной!


Как известно, есть ещё ночные троллейбусы (Б и 15) и даже трамвай! Интересно, как потоки у них (в 15 ни разу один не ехал).


А в целом, конечно хорошо очень, что это ночные автобусы ходят, пользуются спросом и их сеть расширяется. Бред говорят те, кто считает, что ночной транспорт Москве не нужен. Ну не может быть такого, что в 12-миллионном мегаполисе не нужно никому никуда ездить ночью. Ведь люди посещают не только велопарады и в ночные клубы. Горожане ездят также в гости, на вокзалы, аэропорты (и из них всех). Многие и на работе задерживаются допоздна, а немало и работают в ночные смены. С учётом общего числа живущих в Москве и окрестностях, количество таких людей также достаточно велико, чтобы эти автобусы существовали.


Прикладываю актуальную схему ночных маршрутов. Сделана любителем.


Георгий Красников