вторник, 29 сентября 2015 г.

Транспорт Брюсселя


Транспортная система бельгийской столицы, как и подобает городу такого уровня, весьма обширна и включает в себя несколько видов транспорта. Это, конечно, метро, трамваи, автобусы, находящиеся под управлением компании STIB, а также городские электрички. 

Благодаря грамотному устройству системы общественного транспорта в сегодняшнем Брюсселе поездка из одного конца города в другой — дело не такое уж сложное, а уж осмотреть главные достопримечательности Бельгии, расположенные в Брюсселе — тем более. Что же касается самой компании STIB (Société des Transports Intercommunaux de Bruxelles), то она действует на территории всех 19 брюссельских муниципалитетов (или коммун), а также в 11 других, так что общая площадь обслуживания транспортом компании составляет 241,5 кв. километров. 


Всего в подчинении STIB находятся 4 линии метро, 18 трамвайных линий, 50 автобусных и 11 линий ночных автобусов, а среднегодовое количество пассажиров, например, в 2010 году составило свыше 311 миллионов человек. Общественный транспорт работает с 5–30 до 0–30 (кроме отдельных случаев).

Метро


Сеть брюссельского метро включает в себя 59 станций на четырех линиях, общая длина которых составляет 49,9 километров. К ней не принято относить две секции подземного трамвая, которые также используются обычными трамваями, хотя даже дизайн станции в них как в обычном метро. 


К слову, первые две линии метро (затем объединенные в одну) со своего открытия в 1969 году функционировали как подземные трамваи. В 1976 году эта линия подземного трамвая была превращена в метро. Начиная с этого момента шло активное строительство новых станций, которое не завершено и по сей день. Последняя станция была сдана в эксплуатацию в 2009 году. Не везде линии проходят исключительно под землей — некоторые сектора расположены на открытом воздухе. Всего в распоряжении STIB семь линий, из них линии 1, 2, 5 и 6 — метро, а остальные трамвайные.

  • Линия 1 — идет от станции Gare de l’Ouest/Weststation в восточную часть Брюсселя, заканчиваясь у станции Stockel/Stokkel
  • Линия 2 — кольцевая, начинающаяся и заканчивающаяся на станции Simonis.
  • Линия 5 — идет от юго-западной конечной станции Erasme/Erasmus на юго-восток к станции Herrmann-Debroux.
  • Линия 6 — идет от станции Roi Baudouin/Koning Boudewijn на северо-запад к станции Simonis и на участке маршрута, дублирующегося с линией 2, проходит, как и вторая линия, кольцом.
С 2014 года, помимо традиционной процедуры сканирования билетов на турникетах при входе в метро, пользователям Брюссельской подземки необходимо предъявлять свой билет еще и на выходе из вагона. 


К 2016 году власти бельгийской столицы планируют полностью автоматизировать линии 1 и 5, а также в новом десятилетии построить пятую по счету линию метро от Северного вокзала до коммуны Схарбек.

Метро снабжено электронной системой считывания смарт-карт Calypso.

Трамвай


Трамвайная система Брюсселя — одна из старейших и крупнейших в мире с ежегодным пассажиропотоком в 75 миллионов человек. Она обладает многим специфическими чертами, и на примере её развития можно сделать выводы об изменениях общественного транспорта в целом.


Первая конка была запущена в бельгийской столице в 1869 году, и с тех пор трамвай играет одну из ключевых ролей в брюссельской транспортной системе, являясь как бы промежуточным звеном между подземкой и автобусами. В 1877 году был запущен паровой трамвай, а уже в 1894 году — первый в Бельгии электрический. Трамвайный парк состоит из современных комфортабельных вагонов, где, просто нажав на зеленую кнопку на консоли, пассажиры сами открывают нужную дверь, а водители еще некоторое время стоят на станции в ожидании опаздывающих. Все трамваи имеют по две кабины и двери с обеих сторон.


Всего действует 19 трамвайных маршрутов общей длиной более 130 километра, два из которых являются частично кольцевыми. Линии проходят в разных местах — узких улочках, отдельно выделенных путях, под землей. В 2006–2009 годах система трамвайного движения была значительно обновлена, что включало перенесение путей и изменение некоторых маршрутов в целях снижения их загруженности и большего удобства движения. Исторически трамваи были окрашены темно-зеленого и шоколадного цветов (когда управлялись разными компаниями), а в 2006 году транспорт обзавелся одинаковой серебристо-коричневой окраской. С апреля по октябрь по уикендам на линии от Парка Пятидесятилетия (Parc du Cinquantenaire) до Тервюрена можно увидеть старые исторические трамваи с еще штанговыми токоприемниками, которые сегодня находятся в частных коллекциях.
  • 3: Esplanade — Churchill
  • 4: Stalle P — Gare du Nord / Noordstation
  • 7: Heysel / Heizel — Vanderkindere
  • 19: De Wand — Groot-Bijgaarden
  • 25: Boondael railway station — Rogier
  • 31: Gare du Nord / Noordstation — Marius Renard (после 8 вечера)
  • 32: Drogenbos Château / Drogenbos Kasteel — Da Vinci (после 8 вечера)
  • 39: Ban Eik — Montgomery
  • 44: Montgomery — Tervuren Station
  • 51: Heysel / Heizel — Van Haelen
  • 55: Da Vinci — Rogier
  • 62: Da Vinci — Weldoeners/Bienfaiteurs
  • 81: Marius Renard — Montgomery (до 8 вечера)
  • 82: Berchem Station — Drogenbos Château / Drogenbos Kasteel (до 8 вечера)
  • 83: Berchem Station — Montgomery (после 8 вечера)
  • 92: Fort-Jaco — Schaerbeek Gare / Schaarbeek Station
  • 93: Legrand — Stade / Stadion
  • 94: по маршрутам Musée du tram/ Trammuseum — Louise / Louiza и Legrand — Stade / Stadion (до 8 вечера) и по маршруту Musée du tram / Trammuseum — Stade / Stadion (после 8 вечера)
  • 97: Louise / Louiza — Dieweg

Автобус


Брюссельский автобус был запущен в 1907 году, а сегодня вся автобусная сеть состоит из 50 дневных маршрутов, общая длина которых составляет 360 километров, и 11 ночных длиной 112 километров. Автобусный парк состоит из автобусов двух видов — обычных и с гармошкой. Все машины довольно современные и комфортабельные, хотя их вместимость и меньше, чем в тех же трамваях. Но при этом маршруты устроены так, что на автобусах часто можно добраться в такие районы, откуда до станций метро и трамвая слишком далеко. Линии 12 и 21 соединяют Брюссель с Международным аэропортом — первый маршрут работает до 8 вечера по будням, второй — всю неделю с 8 вечера.


Ночные автобусы ходят по пятницам и субботам с 0–15 до 3 ночи по главным городским маршрутам. Кроме того, по Брюсселю курсируют автобусы компании De Lijn, соединяющие столицу с городами и коммунами Фландрии, и TEC, едущие в Валлону.

Стоимость проезда


2,10 евро — билет MOBIB на одну поездку с возможностью смены линии STIB.

2,50 евро (покупка вне транспорта) и 2,50 евро (оплата в транспорте) — билет JUMP на одну поездку с возможностью смены линии на маршрутах STIB. Также действителен на линиях De Lijn, TEC и SNCB (брюссельской электрички).

8 евро — билет JUMP на 5 поездок с возможностью смены линии на маршрутах компаний STIB. Также действителен на линиях De Lijn, TEC и SNCB.

14 евро — билет MOBIB на 10 поездок с возможностью смены линии STIB.

7,50 евро — однодневный билет JUMP на неограниченное число поездок на всех видах транспорта в Брюсселе.

4,20 евро — билет на поездку туда и обратно в течение 24 часов на линиях STIB.

Эти цены не действуют на участке НАТО — Международный аэропорт 12-го и 21-го автобусных маршрутов.

Туристические билеты рассчитаны на определенное количество дней и действуют в этот период на всех видах транспорта без ограничений:
7,50 евро — 24 часа;
14 евро — 48 часов;
18 евро — 72 часа.

Проезд в автобусах до аэропорта (маршруты 12 и 21):Приобрести билеты можно он-лайн или в центрах продажи KIOSK.
4,50 евро — одна поездка, покупка билета вне автобуса;
6 евро — одна поездка, покупка билета в автобусе;
32 евро — билет на 10 поездок.