суббота, 12 сентября 2015 г.

Минск: Водитель троллейбуса - королева дорог

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
21.09.2012

Вы никогда не задумывались, почему троллейбусы водят в основном женщины? Поинтересуемся этим вопросом понаблюдаем за работой профессиональных водителей-женщин. 

Для этого зайдём на диспетчерскую станцию Ангарская-4. 

- Да, автобус водить значительно легче, чем троллейбус, - признается начальник колонны Николай Куницкий. - Я сам бывший водитель, работал и на том, и на другом. В работе на троллейбусе своя специфика. Там нужно следить не только за пассажирами, дорогой, автомобилями и пешеходами, но и за тем, что творится сверху, на линии. Водителю нужно управлять не только машиной, но и питанием троллейбуса, чтобы «рога» шли в нужную сторону. Но работают на троллейбусах в основном женщины. Некоторые всю жизнь. С одной из них - она работает уже 35 лет - познакомимся.


Валентина оказалась очень спокойной женщиной. Водитель она опытный и уверенный. На маршруте №60 Ангарская-4 - ст.м. «Могилевская» уже два года, до этого работала на более тяжелом маршруте №3 Ангарская-4 - вокзал. 

- Моя подруга пошла учиться на водителя троллейбуса. Я тоже захотела - в этой профессии я видела романтику. Когда проходила комиссию, оказалось, что для работы водителем мне не хватает трех сантиметров роста. Но я была настойчивой и все-таки пошла на курсы, отучилась. И вот работаю.



Троллейбус № 60 проходит в относительно спокойной части города: он возит жителей улиц Ангарской, Байкальской и других до метро и обратно. А каково работать на одном из самых популярных столичных маршрутов №3 Ангарская-4 - вокзал? Едим по маршруту с другим водителем, но тоже Валентиной. По этому маршруту ходят двойные троллейбусы-«гармошки», потому что поток пассажиров очень большой. И вот выезжаем.


- Машина только из ремонта, - жалуется Валентина, - а кнопка закрытия двери заедает. Надо опять просить механиков, невозможно ведь работать.


Водителем женщина работает уже 30 лет. 

- На «тройке» давно катаюсь, а начинала на 35-м маршруте Серебрянка - Славинского. «Тройка», как говорят водители, маршрут тяжелый. Он идет по оживленному Партизанскому проспекту и заканчивается на вокзале. Так как троллейбусы здесь ходят в основном с «гармошкой», своих нюансов в управлении хватает. 

- Зимой сложно, когда гололед, - очень заднюю часть заносит. Да и летом не проще. Посмотрите, какая дорога! В асфальте - колея, а ведь недавно здесь ремонт был! И дальше идет ремонт - очень сложно объезжать места, где сняли асфальт, - ответила Валентина на вопрос о сложностях профессии.


Подъезжаем к остановке возле станции метро ”Могилевская”. Прямо в месте, где должен останавливаться общественный транспорт, стоят на ”аварийке” автомобили. Водители, видимо, пошли в ближайший магазин. 

- Ну вот, встали. Из-за них я не могу часто нормально подъехать к остановке. Хотя это еще не самое страшное. Самое опасное место - вокзал. Там вообще паркуются где хотят, поэтому «зацепить» кого-нибудь несложно.


Вдоль всего Партизанского проспекта тянется полоса снятого асфальта - идет ремонт дороги. Нам приходится ехать во второй полосе - как говорит Валентина, у троллейбуса слабая подвеска, нужно быть осторожной.


- Новые троллейбусы внешне красивые, но очень неудобные. В них зимой холодно - в кабине никакого утепления, а летом жарко. И ломаются они часто.



На вокзале, как говорит водитель, для общественного транспорта участок самый сложный - всегда много машин. Особенно тяжело проезжать пересечение улиц Кирова и Бобруйской - там постоянно оставляют автомобили, развернуться порой бывает очень сложно. Да и дальше не проще.



Когда ехали с железнодорожного вокзала в сторону Ангарской, видели три аварии: возле фабрики «Коммунарка», под мостом, и две на Партизанском проспекте. Около 16.00 многие люди едут с работы, поэтому на проспекте начала собираться пробка. Отъезжать от остановок стало проблемно - немногие автомобилисты охотно пропускают общественный транспорт.


- Это типичные места аварий. Хорошо еще, что движение не перекрыли, а то бы стоять пришлось. Троллейбус ведь не всегда объехать может. Очень не люблю в работе простои. И не только когда аварии, но и когда поломки. Троллейбусы часто ломаются, а на их ремонт у предприятия денег нет. Приходится работать не на своей машине. Мало приятного, когда сломался посреди рабочего дня. Я раз работать пришла, хочу работать, а не стоять. 

Были в работе и приятные моменты.

- Раньше люди добрее были. С «Коммунарки» ехали - конфетами угощали. Если праздник какой - поздравляли. Не то что сейчас... 

Работа водителя не всегда безопасна. Разных людей возить приходится, да и домой с работы возвращаться в темноте страшно. Особенно после случая, который произошел с одной женщиной-водителем: 

- Она вышла из дежурного автобуса - возвращалась с ночной смены, так ее неизвестные ударили по голове. Она еле отошла. Но ничего, все равно продолжает работать.


Кстати, водители троллейбусов уходят на пенсию в 50 лет. 

Водить троллейбус сложнее, говорили мне и мужчины - бывшие водители троллейбусов, и сами женщины. Но так уж повелось, что на автобусы женщин не берут - водят их в основном мужчины. И дело не только в привычке. Мелкий ремонт автобуса мужчина-водитель может произвести и сам - женщина этого не сделает. А троллейбус требует осмотра профессионалов. С электричеством шутки плохи, поэтому водителей к ремонту этого транспорта не допускают. 

Вроде неплохая работа, зарплата достойная - около 6 миллионов. Хотя есть и свои подводные камни. А может, просто женщины такие - не ругаются, не жалуются, а только вздохнут: «Да, тяжело, ответственно, но мы привыкли». 

Татьяна ЕМЕЛИНА 
Фото автора

по материалам

Комментариев нет:

Отправить комментарий