"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
28.08.2012
Захожу в просторное помещение, в центре которого – большой круглый стол Дежурного по метрополитену, похожий на капитанский мостик. Слева – рабочие места операторов с двумя-тремя мониторами на каждом, а в центре – сразу же притягивающая внимание стена из экранов, на которых – вестибюли, эскалаторы, вагоны. Обстановка в Центре очень деловая, если не сказать – напряженная: никто не дремлет за кружкой чая, как в офисах — все время слышатся звонки, обрывки переговоров по громкой связи, диалоги операторов с пассажирами.
Зал Ситуационного центра Московского метрополитена.
Дежурный по метрополитену сначала проверяет эти данные, и затем переадресует информацию соответствующим службам метрополитена. Любые случаи, связанные с неполадками, даже пустяковыми, докладываются начальнику метрополитена – посредством СМС или по телефону.
Помощник дежурного за работой.
На связи и экстренные службы – МЧС, Скорая, военная комендатура, ФСБ, полиция. Причем это прямой канал, минующий коммутаторы городской телефонной сети – даже в случае серьезной аварии будет возможность связаться с «силовиками», спасателями или медиками. Есть «горячая линия» и для связи с мэром Москвы – градоначальник должен быть в курсе всех проблем, возникающих в московской подземке.
Дежурный по метрополитену Людмила Николаевна Горохова.
— В 2005 году. Три года спустя мы усовершенствовали его на основании наработанного опыта, и теперь Центр работает в нынешней конфигурации. Причин две. Первая – раньше с городскими службами связывались поездные диспетчеры каждой линии метро отдельно. Это была слишком длинная схема докладов начальству и взаимодействия служб метро. Мы поняли, что надо забрать эти функции у поездных диспетчеров и сконцентрировать их в одном месте. Вторая причина – теракты. В 2005 году вступила в действие комплексная программа противодействия терроризму, в рамках которой был создан Ситуационный центр, и метро было оснащено специальными техническими средствами – собственной системой прямой связи и системами видеомониторинга.
Вместе с Дежурным по метрополитену Людмилой Николаевной Гороховой подойдём к рабочему месту оператора. На мониторе – электронная карта одной из станций Сокольнической линии, на которой помечены места установки видеокамер. Людмила Николаевна рассказывает, что их в московском метро более пяти тысяч, и они контролируют 95% пассажирской зоны. Оператор, переключаясь между камерами, следит за всем, что происходит на станциях. Увеличена очередь в кассе – из Центра передадут, чтобы открыли новые окошки. Или, допустим, на мониторе видно, что люди сгрудились и куда-то смотрят – значит, что-то произошло. Особое внимание, конечно – бесхозным предметам.
Оператор следит за камерами и одновременно принимает звонки.
На другом рабочем месте идет мониторинг видеокамер, установленных в вагонах. На мониторе у оператора – схема линии, на которой видно положение состава в данный момент времени. Кроме видеокамер, при необходимости можно также подключиться к переговорам по связи «пассажир-машинист». Если поступило сообщение о неисправности – реагирует сам машинист. Если криминал – операторы СЦ связываются с дежурной частью ОВД на метрополитене, сообщают номер вагона, номер маршрута, на каком удалении он находится от ближайшей станции, и полиция принимает необходимые меры.
По словам главного инженера СЦ, системы видеонаблюдения в поездах функционируют на Кольцевой, Сокольнической и Замоскворецкой линиях. Причем камеры установлены не только в вагонах, но также в кабине машиниста и в голове состава – как правило, записи с них используют при расследовании несчастных случаев.
Изображение с любой камеры можно вывести на большие мониторы. Понаблюдаем, как сотрудники Центра реагируют на ЧП: мы видим на экране, что на «Петровско-Разумовской» всех пассажиров высаживают из состава.
Мониторы.
— Машинист обнаружил неисправность АРС – системы автоматического регулирования скорости, которая обеспечивает безопасность движения, заменяя собой светофоры, — говорит Людмила Николаевна. – Через АРС состав получает информацию, сколько впереди свободного пространства, и система выдает ему скорость, с которой он может безопасно следовать. Это повышает пропускную способность – поезда ходят чаще. Состав с «Петровско-Разумовской» сейчас отправят в депо, откуда уже вышел резервный поезд, чтобы не нарушать интервал. Мы всегда стараемся доставлять как можно меньше неудобств пассажирам.
Так что теперь, беззаботно шествуя по станции или прикорнув на сиденье в вагоне, знайте – за вами незримо следят сотрудники Ситуационного центра Московского метро. Случись что – они подскажут, помогут, спасут.
Рабочее место оператора СЦ.
использованы материалы
Комментариев нет:
Отправить комментарий