воскресенье, 11 октября 2015 г.

Всё метро мира: Буэнос-Айрес


Метро в Буэнос-Айресе называется "Subte", что можно перевести, как "Подземка". Кстати, в остальных латиноамериканских странах метро называется метром. Субте Буэнос-Айреса не производит серьёзного впечатления: поезда небольшие, линии неглубокие, перегоны маленькие, платформы грязненькие и узкие. Вообще, грязь я бы назвал самой характерной чертой метро Буэнос-Айреса. Но гораздо интереснее грязи тот факт, что здесь, в Буэнос-Айресе, до сих пор используются старинные поезда, построенные 100 лет назад! Вообще, на каждой линии метро Буэнос-Айреса разные типы и марки поездов, и даже разные системы питания. Есть трамвайные, с раскладушкой сверху, а есть контактный рельс, как в московском метро. Типы платформ тоже всех видов: есть как в Москве, где "туда" и "обратно" - это одна платформа, есть как в Лондоне, когда платформы по бокам от рельсов. Есть даже одиночные, односторонние платформы!

Схема линий метрополитена Буэнос-Айреса.



Итак, поезда на голубой Линии "А" - это уникальное, единственное явление в мире: поезда эти работают не в виде музейных, отреставрированных экспонатов, они на полном серьёзе с 1913 года и до сих пор перевозят пассажиров! На этой линии почти все поезда, сделанны с 1911 по 1944 годы. Вот он, старинный поезд!


Поезда эти сделаны из дерева! Только снаружи они обшиты металлом.



Есть и старинные зеркала. Вообще, всё дошло до наших дней почти что в первозданном виде.


Окна открываются путём опускания деревянной рамы вниз. Кожаный хвостик служит для опускания окна.


Машинист сидит за двумя фанерными ширмами, в кабинке метр на метр.



Фанерные ширмы машиниста складываются для высвобождения места, в случае, если вагон не головной.


Можно сесть в первый или последний вагон и наблюдать тоннели через лобовое стекло!




На поворотах деревянные поезда скрипят и перекашиваются, а поворотов в тоннелях Буэнос-Айресского метро, очень много.



А также много спусков и подъёмов, почти как на американских горках.


Фара, которая находится на первом вагоне, при рассмотрении изнутри оказывается простой старой лампочкой в плафоне.


Но тоннель освещается не фарой поезда, в тоннеле закреплено множество ламп.



Эти поезда - одна из главных достопримечательностей и часть культурного наследия Аргентины. Хотите посмотреть, как Аргентина относится к своему культурному наследию? Вот так...


Причём роспись вагонов пошла именно в последние годы, в 2008 году, поезда были ещё чистые. А сейчас не изрисованного поезда уже не встретишь.


Несколько раз делались попытки полностью заменить старые составы, но по разным причинам этого не происходило. Сейчас есть очередной план полной замены подвижного состава. Так что спешите прокатится на этом чуде, пока его заменили, или не зарисовали полностью аргентинские вандалы.


Поезд состоит из 6 вагонов. Всего было выпущено около 120 таких вагонов, из которых около 90 продолжают эксплуатироваться.


Линия А имеет свой очень специфический запах. Это связано с некой специальной смазкой тормозной системы вагонов, где некие деревянные части соприкасаются с колёсами.


По прибытии поезда на станцию кондуктор, едущий вместе с пассажирами в первом или последнем вагоне, нажимает специальную кнопку, и тогда двери можно открывать. Вручную. Закрываются они при помощи того же кондуктора, но уже автоматически. Далее он даёт свисток, и поезд трогается.


Старые станции первой очереди, линии А 1913 года, все похожи: у всех металлические резные колонны.



Кафель, плитка, чугун, начало 20 века.


На станциях довольно оживлённо, торгуют конфетами, газировкой, газетами, журналами, а иногда и кофточками и сувенирами.


Перегоны на линии А настолько короткие, что с одной станции прекрасно видно следующую.


А есть станции вообще односторонние. Только платформа "туда". Если требуется платформа "обратно", надо выйти и пройти по улице пару кварталов.


Теперь подробнее о грязи. Метро не то что просто грязное, какое-то оно сильно обшарпанное и давно не ремонтировавшееся.


Ну, хотя как же без грязи?...



Недавно поднимали плату за проезд почти в 2 раза, и теперь проезд в метро Буэнос-Айреса стоит целых 10 рублей (на русские деньги)! Лучше бы он стоил 40 рублей, как в Сантьяго де Чили, но зато метро там по-настоящему современное, чистое, быстрое и европейского качества!


Причём так дико обшарпанны в Subte только старые станции, те, которые в центре. Новые, конечные станции пока что в отличном состоянии. Например вот конечная станция красной линии B, Los Incas. Просто загляденье!



Или вот конечная станция самой старой линии А. Построена она недавно и выглядит отлично.




Это станция называется Carabobo. И это название невероятно веселит буэнос-айресцов и испано-язычных гостей столицы: Cara по-испански - лицо, Bobo - тупой. Рядом с вывеской этой станции часто фотографируются. Слово это индейское, так называется местность в Венесуэле. Не смогли найти название посерьёзней!...



На станциях частенько встречаются различные культурно-духовные экспонаты, к примеру вот.


А вот простые аргентинцы на линии "С".



Вообще, метро не очень серьёзное: линии за свою историю несколько раз менялись цветами. Например зелёная ветка раньше была красной, а красная зелёной. Поэтому люди называют линии не по цветам, как в Москве, а по буквам: Linia A, Linia B... И только самая первая, голубая линия А, с 1913 года ни разу не меняла свой цвет. Открываются все станции на вход в 5 утра, а закрываются по разному, большинство в 23 часа, а некоторые и в 21 час. По выходным многие из входов закрыты.






Линия С - самая мерзостная линия, никакой старины и экзотики там нет. Зато там грязнее всего и больше всего бомжей: линия эта тянется от станции Constitucion - места опасного и нехорошего до вокзальной площади Retiro, на которой находится знаменитый трущобный город Villa-31. И пересекает эта линия С все остальные линии. Поэтому это аналог кольцевой линии в Москве.


Аргентинцы совсем не соблюдают элементарные правила использования метро. Те правила, которые у нас и у других народов уже на уровне автоматизма. Ну вот эти: «на эскалаторе стойте справа, проходите слева», «перед входом в вагон, дайте сначала выйти»... Сперва мне казалось, что, быть может, метро тут недавно построили, и аргентинцы просто ещё не привыкли. Но нет! Оказалось, метро здесь постарше московского. По-моему, за 100 лет можно было научится. Кстати, во всех других латиноамериканских странах пользуются метро грамотно. В Буэнос-Айресе же на каждой остановке люди пытаются завалиться скорее в вагон, а выходящие кричат им «дайте выйти!».



Поезда на линии С ходят китайские, старые, со свалки. Если не пригнуться при выходе из дверей, можно ударится лбом.


Отдельная тема буэнос-айресского метро – это нищие-продавцы, просто попрошайки и музыканты. Больше всего их, конечно, на линии С. Выглядит это так: в вагон, как вихрь, влетает жирно-косматое, вонючее чудище и с потрясающей проворностью раскладывает на колени сидящим пассажирам какую-нибудь дрянь. Салфетки, конфетки, карандаши, детские книжки и т.д. Продавцам можно отказывать, закрыв колени рукой и подвигав отрицательно пальцем другой руки. Но иногда просто не успеваешь обернутся, как на коленях у тебя оказывается какая-то ерунда. Поражает спокойнейшая реакция аргентинцев на это вторжение в личное пространство. Некоторые даже вежливо берут эту дрянь в руку, чтобы вернуть её продавцу. Аргентинцы спокойнее москвичей, но главное - они всего на свете боятся, особенно нищих, и, соответственно, нищих продавцов. Им кажется, что в случае конфликта, любой бомж может выхватить нож и зарезать их. Поэтому аргентинцы и латиносы стараются не конфликтовать. Со сбродом. Друг с другом – милое дело! Вот пример потрясающего бизнеса. В вагон входила бомжатская девочка с помойки, подходила ко взрослым и протягивала руку. Ну не пожать ручонку ребёнку, вроде неудобно, поэтому аргентиносы её жали, дальше девочка быстро подставляла щёку. Ну вроде как уже начал любезничать, отказывать неудобно, поэтому её тоже целовали!!! Ну и дальше бомжик предлагала купить открыточку. Открыточка обычно такая мерзкая и замусоленная, что люди возвращают ребёнку открытку вместе с небольшой денежкой. На это и сделан тонкий психологический расчёт.




Ну и наконец линия D или "зелёная ветка". Идёт она в Палермо и проходит через хорошие районы. Может, поэтому там самые современные составы (по сравнению с другими местными).




Перегоны между станциями маленькие, иногда очень маленькие. Интервалы в движении поездов большие, иногда очень большие. А иногда поезд приходит забитый, и в него не влезть. А иногда поезда нету полчаса, и по радио объявляют: "сегодня лучше и не ждите!". Ну и кроме того, билеты в метро стоят 2.50, а на автобус 1.10-1.25 песо, и самое главное, автобусы в городе ходят гораздо чаще, гораздо быстрее, и их маршруты проложены во все части города, в отличие от метро.



Ну и на последок - вход и выход из метро выглядит вот так, по-парижски.



А это - трогательный указатель: Метро направо, в 50 метрах!