понедельник, 5 октября 2015 г.

Всё метро мира: Мехико


Мехико — огромный 25-милионный город, задыхающийся от пробок и перенаселения. Виной тому — совершенно непродуманная градостроительная политика, бывшая довольно долгое время ориентированной на американский тип развития: больше машин, дорог, магистралей, развязок. Развязок и магистралей в Мехико действительно невероятно много, но пробок от этого совершенно не стало меньше. По большому счёту, городские власти стали только недавно чесаться и использовать более эффективные методы борьбы с пробками. Таким образом, транспортная система Мехико сейчас ещё очень далека от совершенства, но зато содержит много всякого интересного. Но обо всём по порядку.


Метро — самый популярный вид транспорта, охватывающий большую часть районов города и некоторые пригороды. Открыто в 1969 году, за 33 года понастроено аж 12 линий и более 200 станций.


Схема линий метро.


Каждая линия имеет свой цвет, вот только для линии В цвета не хватило. Она обозначается на схемах и станциях двумя цветами.



На большей части линий составы выглядят примерно одинаково, покрашены все в оранжевый цвет. Часть поездов куплена во Франции, часть сделана в самом Мехико.




На линии 2 составы представляют собой вагоны со сквозным проходом.



Загадка, на которую пока никто не смог дать ответа — зачем-то почти на всех линиях у поездов помимо обычных колёс, есть и резиновые колёсами, а пути — со специальными рельсами для этих резиновых колёс. Зачем оно было сделано, науке неизвестно. Но подобную система есть в Сантьяго.


Если учесть, что помимо обычных железных и резиновых у метропоездов ещё есть и контактные колёса для снятия напряжения, то выходит, что только на одной тележке этих колёс будет 12 штук. А всего у вагона их — 24.


Где-то 40% станций — наземные, остальное всё под землёй. Две линии (4 и А) полностью наземные.


Но, что приятно, практически все станции более-менее чистые (в отличии, например, от метро Буэнос-Айреса).


На переходах и входах висит реклама. Вот, например, выставка фотографий при переходе с линии 2 на линию 12 (станция Эрмита).



Где-то встречается мозаика.


Станция "Сальто Дель Агва" линии 1. Портреты выдающихся личностей.


На переходе между станциями Ла Раза линий 5 и 3 сделали настоящее звёздное небо! Идея отличная, красотища неописуемая! Но, полагаю, что это просто рай для карманников.


А вот на станции Аудиторио есть стенды, посвящённые различным метрополитенам мира.


На этой же станции есть стоянка для велосипедов. Идея очень хорошая и классная. Но ездить по Мехико на велосипеде, это, я считаю, настоящий мазохизм. Какая-либо инфраструктура за пределами проспекта Реформа практически полностью отсутствует. С учётом стиля вождения мексиканцев, это реально опасное занятие. Плюс ещё и смог, которым приходится дышать.


Очень интересная особенность метро Мехико — отдельные вагоны для женщин. Два передних вагона в каждом составе в утренний и вечерний часы пик предназначены только для женщин и детей до 12 лет. Обычно такая практика широко распространена в метрополитенах исламских стран (Каир, Тегеран), тем страннее её было встретить в Мексике — стране довольно свободных взглядов.


Обычно сектор, где происходит посадка в эти два вагона, огораживается, а на входе стоит полицейский, следящий, чтобы ни один мужчина в эти вагоны не проник.

Объясняется наличие подобных вагонов тем, что в течение дня в метро царит постоянная давка. А в часы пик на большинстве линий такое мясо, что Выхино после него покажется раем. Хотя в женских вагонах ситуация такая же, всё же там женщины толкаются только с другими женщинами и защищены от всяких лапаний и приставаний.


Нумерация линий довольно интересна. Линии нумеруются от 1 до 9, далее идут линии A и B (выполняя роль линий 10 и 11), а затем — линия 12. Последняя — очень занятная линия, заметно отличающаяся от всех остальных. Дело в том, что она открыта совсем недавно (в прошлом году) и построена по совершенно иным технологиям. Здесь верхний токосъём, нет резиновых колёс. Рельсы чистенькие и свеженькие. Аж посмотреть приятно.


Линия проходит полностью по югу, соединяя линии 7, 2, 8 и юго-восточные трущобы города.


Составы тоже совершенно иной модели — более современные и бесшумные.


Вагоны со сквозным проходом. Окна не открываются в принципе, в составе работает кондиционер.


По всем вагонам висят информационные экраны, которые показывают проезжаемые станции, а также просто всякие интересные факты про метро.


Линия 12 открыта недавно, и поэтому она встраивалась в уже существующую систему. По этой причине все переходы на неё просто-таки невозможно долгие. Занимают 5-10 минут. Где-то даже сделаны для ускорения самодвижущиеся дорожки (половина из которых не работает). Но даже с ними переходы много времени отнимают.


Кстати, линия 12 — единственная, на которую пока не проникли торгаши и попрошайки. На других линиях их полно, а про открытие этой линии, они похоже, ещё просто не успели узнать.



Конечная станция Тлауак. Почему-то на многих конечных станциях вместо двух — три пути (как на Полежаевской), но прибывает и убывает поезд всегда только на один из них — средний.


Станция с приятным русскому человеку названием "Конституция 1917 года". Конечная линии 8.


Тоже трёхпутная, с использующимся только средним путём. Приезжающие поезда сначала открывают двери направо, выпуская приехавших. Потом их закрывают, открывают двери слева, запуская приезжающих.


Другая конечная линии 8 станция "Гарибальди" не менее занятна. Смотрите — две боковые платформы, а в центре — островок. Так вот, этот островок вообще никак не используется, и с него невозможно никуда попасть в принципе (выходы все с боковых платформ, куда поезда и открывают двери).


Предназначение этого островка не очень понятно, но его можно объяснить. Дело в том, что станция Гарибальди — конечная, и по совместительству — станция с пересадкой. На пересадочных узлах всегда очень высокие потоки, особенно в центре. По этой причине очень часто в Мехико поезда на таких станциях высаживают пассажиров на одну платформу, а затем сажают с противоположной (такая же практика распространена и в Сан-Паулу). Но Гарибальди — тупиковая станция. И этот островок сделан на случай продления линии дальше на север, когда с него будет целесообразным построить выходы в переход и на улицу.


Станция "Сьюдад Ацтека" (Город Ацтеков), конечная линии B. Опять три пути.


Станция "Мартин Каррера" линии 4. Трёхпутная.


Переход с линии 1 на линию B, станция Сан-Лазаро. По оранжевой галерее проходят поезда линии B.


Линия А. Поезда с верхним токосъёмом. Линия соединяет пересадочный узел Пантитлан (куда сходятся 4 линии метро) и пригород Ла-Пас — один из самых опасных районов города.




Что касается оплаты. Метро стоит 3 песо (7,5 рублей). Все пересадки бесплатны кроме одной — линии А. При переходе на линию А и обратно придётся заплатить повторно.





Все, хоть раз проехавшиеся в метро Мехико, отмечают интересную особенность схем линий в вагонах. Все станции на них обозначены с картинками. Сделано это для неграмотных, которых до сих пор в стране довольно значительный процент.






На улицах и самих станциях тоже обязательно рядом с названием будет картинка. Помогает и для тех, кто не в состоянии запомнить сложные мексиканские названия.




Метро Мехико страшно перегружено. Во время часа пик без лишней надобности в него лучше вообще не соваться. Потому что помимо чудовищной давки, которая в обязательном порядке присутствует на всех линиях, поезда постоянно тормозят, стоят долго между перегонами, на станциях. Так, путь, который поезд проходит за 20 минут, в час пик может занять минут 40-50.

В метро есть бесплатный интернет. На многих станциях существуют "кибер-кафе", куда можно прийти, записаться и сидеть 30 минут в интернете бесплатно.