пятница, 30 октября 2015 г.

Каринская узкоколейная железная дорога


Обычно понятие узкоколейных железных дорог ассоциируется с лесной глухоманью, где миниатюрные поезда вывозят лес или торф. Нередко по узкоколейкам курсируют пассажирские поезда, которые зачастую представляют собой единственную возможность добраться до затерянных в лесах крошечных посёлков. Ходят они обычно очень редко, иногда даже не каждую неделю. Но Кирово-Чепецкая узкоколейка (официально УЖД Каринского транспортного управления) — это нечто особенное. Здесь узкоколейный поезд соединяет две части города, разделенные рекой, и представляет собой весьма необычный городской транспорт. Недаром в народе его называют "трамвай" или даже "метрополитен".

История Каринской узкоколейной железной дороги началась в 30-х годах XX века. Строительство торфопредприятия в старинном селе Карино было начато в 1933 году и велось медленными темпами. Однако, с началом Великой Отечественной войны в Кировскую область было эвакуировано немало предприятий из западной части СССР, и значение торфяного топлива резко возросло. Строительство торфопредприятия было закончено к концу 1941 года. Тогда же, предположительно, появились первые участки узкоколейной железной дороги. Подвижной состав был доставлен из Брянской области, которую вскоре оккупировали немцы. Через реку Чепцу, разделяющую торфомассив и город Кирово-Чепецк, был проложен временный деревянный мост. Он был заменён на металлический уже в начале 1950-х годов.
В послевоенное время узкоколейка продолжила своё развитие. Возникли новые торфопредприятия, объединившиеся в Каринское транспортное управление. Торфовозные линии почти доходили до старинного города Слободского, пересекали Транссибирскую магистраль, несколько крупных рек. Существовало несколько депо, в которых работали, помимо прочего, тепловозы ТУ2. Каринская сеть стала одной из крупнейших в Советском Союзе.

Кстати, собственное название сети было для торфовозных дорог уникальным. Обычно они назывались "УЖД такого-то торфопредприятия". Название вида "Каринская узкоколейная железная дорога" было характерно больше для лесовозных сетей. Интересная специфика...
1990-е годы стали, как и везде в России, периодом упадка. В 1992 году была закрыта сразу половина сети. Отдельные участки, уже не связанные с основной сетью, проработали ещё несколько лет. Тем не менее, оставшаяся часть линий работала ещё долгие годы и находилась в хорошем состоянии.

В 2010 году началась разборка основной сети. Основная причина — отказ Кирово-Чепецкой ТЭЦ от торфяного топлива и переход на использование газа. В начале 2012 года по железной дороге прошел последний грузовой поезд, после чего была уничтожена большая часть сети. Остался только участок Новый — Техническая, по которому продолжает пять раз в день курсировать пассажирский поезд. Причем этот небольшой фрагмент является самым пассажиронапряженным в России среди узкоколеек. Пять поездов в день — об этом жители Алапаевского района, увы, могут только мечтать... И все же, пассажирское движение неоднократно было под угрозой отмены. Будущее "кирово-чепецкого трамвая" остается неопределенным.

Наша поездка по этой уникальной дороге состоялась 22 июля 2014 года, в последний день пребывания в Вятской земле.

Кирово-Чепецк — город молодой, ни на что не похожий, но при этом достаточно однообразный. Пожалуй, именно узкоколейка и является его главной достопримечательностью. Все путешественники (а до нас их побывало здесь на удивление много) начинают свою поездку по ней с разъезда Новый, рядом с переездом через улицу Ленина. В 2012 году участок от Нового до Кирово-Чепецкой ТЭЦ тоже был разобран, о чем напоминает заасфальтированный переезд.


Сразу и не догадаешься, что это железнодорожный тупик.


Лишь подойдя поближе, можно увидеть рельсы. Здание слева — заброшенная будка дежурного по переезду.


Собственно разобранный перегон Новый — ТЭЦ.


До прибытия поезда осталось совсем немного времени. Пассажиры уже собрались на платформе.


А вот и "трамвай" подходит. Такое название, как ни странно, популярно больше среди путешественников — любителей железной дороги, нежели у местных жителей.



На посадку-высадку и обгон локомотива (перецепку из головной части в хвостовую, чтобы двигаться обратно) заложено всего пять минут, поэтому торопимся занять сидячие места.


В углу вагона — печка. Даже в жаркий июльский день она создавала непередаваемое ощущение уюта. Кто видел вживую — поймёт.


Вот и отправление. Снова раскачивание и скрип, характерные для узкоколеек.


Живописное сочетание гаражей и местной флоры.


Через линию узкоколейки переброшены даже пешеходные мосты.


Проглядываются и жилые районы позднесоветского времени.


Первая остановка называется необычно — Вернисаж. Названа она... по расположенному поблизости магазину!


Проезжаем рядом с храмом в честь Александра Невского, открытым в 2012 году.


И останавливаемся на следующей остановке — бывшем разъезде Боёво. Рядом с платформой можно видеть остатки второго пути:


Переезд через автомобильную дорогу служит своеобразной границей города.


Узкоколейный путь спускается с высокого берега по выемке...


И оказывается на живописном мосту через реку Чепцу — одному из крупнейших на узкоколейках. Раньше он даже был охраняемый.



За мостом начинаются уже совершенно другие пейзажи.


Старица Чепцы в пойме — озеро Карасово.


Где-то далеко виднеется город...


А сосновые леса среди моря цветов.


Но вскоре лесные пейзажи прерываются видом на дачные участки...


А затем — и на локомотивное депо.


Вот и поселок Каринторф. "Трамвай" прибывает на конечную станцию с прекрасным и оригинальным названием Техническая. Кстати, этот маршрут является единственной постоянной связью Кирово-Чепецка и поселка Каринторф, который формально считается частью города.


Манёвры тепловоза.



Платформа здесь тоже оригинальна — что-то вроде провинциальных остановочных платформ электричек вдали от областных центров.


Здание дежурного по станции.


Каринская узкоколейка — единственная в России, где используется оригинальная автоматическая сцепка наподобие СА3, которая распространена на железных дорогах широкой колеи. Нечто подобное было в Белорецке на Урале, где узкоколейная магистраль была разобрана уже довольно давно.


Привет от работников депо на подножке.


Общий вид на станцию. Слева — отставленные от работы грузовые вагоны.


В депо такая же атмосфера: запустение, но жизнь потихоньку идёт.


Автоматические стрелки — очередное напоминание о былой роскоши.


На боковом пути дополнительные вагоны стоят в ожидании "пикового" рейса. Пассажиров тут ездит немало.


И плакаты родом из далёкого Советского Союза. На одном из них — логотип эмблема Каринского транспортного управления.