суббота, 24 октября 2015 г.

Железные дороги Боливии


Удивительное дело, но самой "железнодорожной" страной Южной Америки является, пожалуй, самая неразвитая Боливия! Может, конечно, наоборот, недоразвитость и не дала возможность всё тут окончательно развалить, т.к. местное население очень бедное и "серьёзный бизнес" здесь развивается плохо.

Но, как бы то ни было, в Боливии наберётся, пожалуй, максимальное среди всех стран число возможностей проехать какие-либо маршруты на поезде. Не, конечно, в Аргентине протяжённость маршрутов пассажирского движения будет выше. Но там и билеты фиг купишь, и поезда ходят медленнее. Так что вероятность при стандартном путешествии проехать на поезде, в Боливии будет всяко выше.


И все равно в относительном объёме пассажирских перевозок железная дорога ничтожна. Охват страны ими очень небольшой. По сути, в Боливии действуют две независимые друг от друга системы: одна в горной части, другая — в равнинной. Ширина колеи везде одна — 1000 м (в отличие от Аргентины, где широко используется одновременно три типа колеи).


Что касается пассажирского движения. Оно имеется на следующих участках:
Оруро — Вилласон (4 поезда в неделю: два экспресса, два обычных).
Потоси — Сукре (рельсовый автобус, три раза в неделю)
Кочабамба — Акиле (рельсовый автобус, два раза в неделю)
Эль-Альто — Гуаки (туристический)
Санта-Крус — Пуэрто-Кихарро (граница с Бразилией, 6 раз в неделю).
Санта-Крус — Якуиба (раз в неделю).

Все вагоны в боливийских поездах с сидячими местами. Они различаются по классам. Но даже самый дешёвый класс — вполне себе комфортный.


Есть вагоны-рестораны. Недорогие и вполне цивильные.


"Горная" система состоит в основном из линии, идущей из Ла-Паса до аргентинской границы (Вилласон) и нескольких ответвлений: из Ла-Паса в Эль-Альто, в Кочабамбу, Потоси-Сукре, а также — линия в Чили. Управляет системой контора Empresa Ferroviaria Andina.


Основной поезд на этой сети — "Вильясон-Оруро". Существует два состава: Expresso del sur и Wara wara del sur. Первый — экспресс и подороже, второй — чуть подешевле и медленнее (но остановок имеет столько же). Каждый из составов ходит два раза в неделю. Так что получается, что всего поезд тут ходит четыре раза. Оба состава идут всю ночь.


Посадка на станции Туписа. Обратите внимание, на этой сети всегда на табличках указывают высоту и километраж.


Вообще, линия проходит по уникальнейшим местам на высотах 2-3,5 тыс. м. Пейзажи фантастические.


Проедим в этом поезде от Туписы до Уюни.


Станция Колчани в окрестностях Уюни. На данный момент для пассажирского движения не используется.





Грузовой поезд в черте города Туписа. Железка в южноамериканских городах часто проходит прямо вдоль городских улиц безо всяких зон отчуждения.


Это трамвай или магистральная ж.д. линия?


Станция Уюни.



На сети также есть два маршрута рельсовых автобусов.


Станция Эль-Техар в окрестностях конституционной столицы Боливии — города Сукре.


Станция Потоси.



Интересный момент — въезды на большинство станций с обеих сторон закрываются воротами. Интересно, зачем это? Неужто они боятся, что кто-то на своём поезде туда случайно заедет?


Вторая сеть по сути является одной линией, идущей от бразильской границы с востока на запад до самого крупного города страны — Санта-Крус-де-ла-Сьерра, и продолжающаяся от него дальше на юг к аргентинской границы (Якуиба). Управляется компанией Ferrovia Oriental.

Поезд "Кихарро-Санта-Крус" на станции "Санта-Крус".


Маршрут около 500 км, поезд идёт всю ночь и ещё часть вечера.


Тут есть тоже вагон-ресторан. Весьма недорого и вкусно.


В отличии от горной системы, тут вся сеть расположена в джунглях.


Казалось бы. Боливия — страна бедная. Представляется здешние поезда эдакими реальными бичевозами, коими они обычно в подобных странах и являются. Но оказывается — ничего подобного. Вагоны довольно комфортны.


Станция Пуэрто-Суарес.



Манёвры.


По маршруту "Кихарро-Санта-Крус" ходят три разных поезда. Пульман (медленный и спартанский), Суперпульман (побыстрее и удобнее), и "Ферробус". Последний — по сути тот же рельсовый автобус, но очень комфортный и дорогой. Ходит в те же дни, что и медленный поезд, но выходит на несколько часов позже и идёт быстрее.


По сути, правда, всё преимущество тут в мягких креслах.


Несколько лет назад ещё существовал международный поезд, идущий в Чили: "Уюни-Калама". Он шёл по уникальнейшим местам, пересекал насквозь плато Альтиплано. Увы, сейчас там ходят только грузовые составы..


Около Уюни имеется известное кладбище паровозов. Отстранённые от работы машины были когда-то согнаны сюда, и теперь радуют многочисленных туристов.


На это паровозное кладбище завозят всех туристов, едущих на солончак Уюни и плато Альтиплано.



Цены на поезда в принципе сравнимы с автобусными, что, видимо, и объясняет отсутствие проблем с билетами. Купить их можно в большинстве случаев всегда, даже перед самым отправлением. При этом, автобусов, как и везде в Южной Америке, ходит по тем же маршрутам очень много, и в совершенно разные моменты времени (а поезд максимум раз в сутки). Но, как говорится, комфорт не сравним.