пятница, 30 октября 2015 г.

Всё метро мира: Новый Афон


Официально это называется "Новоафонская пещерная железная дорога", некоторые маститые исследователи железнодорожного транспорта даже именуют это "Новоафонской пещерной узкоколейной железной дорогой", но всё же будем считать, что это именно метрополитен.
Это городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными пассажирскими поездами, инженерно отделённая от других видов транспорта, что полностью соответствует определению метрополитена.

Другое дело, что Новоафонский метрополитен сложно назвать городским общественным транспортом — он используется для доставки туристов вглубь Анакопийской горы, к залам Новоафонской пещеры.

В 1960 г. был обнаружен вход в пещеру, представляющую собой огромные залы, выточенные водой в толще горы. В Абхазии очень много пещер, но Новоафонская расположена близко к морю и дороге, в черте древнего города Новый Афон, и было решено открыть её для массового туриста. Массовый турист едва ли полезет через вертикальный колодец, да и колодец узок — не пропустит много массовых туристов сразу, поэтому было принято решение пробивать горизонтальный путь в пещеру. По горизонтали расстояние получилось немаленьким, и в итоге по штольне пустили поезда метро.

Это произошло в 1975 году, проект для СССР был уникальным, но это было вполне в тренде тогдашней Абхазии, которая была настоящей курортной меккой Советского Союза.
Общая длина Новоафонского метрополитена 1.3 км, он включает в себя одну линию, три станции — "Входные ворота" (которая расположена на поверхности, в административно-кассовом здании Новоафонской пещеры).


Оформление станций вполне в духе брежневской эпохи.


Метрополитен узкоколейный (900 мм), и однопутный.

"Зал Анакопия"...


... и "Зал Апсны".


Обе пещерные станции названы по той части пещеры, которая к ним ближе всего.
Фактически, в метрополитене из одной линии и трёх станций существуют два маршрута движения — "Входные ворота — зал Анакопия" и "зал Апсны — Входные ворота".
По первому туристов привозят на станцию "зал Анакопия", по искусственному пешеходному тоннелю они попадают в саму пещеру, проходят через её залы, по другому пешеходному тоннелю попадают на станцию "зал Апсны", откуда тот же поезд челночным образом увозит их на "Входные ворота".

Так выглядит вход на станцию "Входные ворота".


Турникетов нет. За станцией "Входные ворота" путь продолжается ещё на пару десятков метров, соединяя систему с чем-то вроде депо.


Подвижной состав — три контактно-аккумуляторных электропоезда. Такой тип питания применён, потому что на станциях в целях безопасности контактный рельс не имеет напряжения, и там поезд идёт на аккумуляторах.

Два электропоезда были построены в советское время на Рижском вагоностроительном заводе (в первые годы работы метро туристов перевозил состав из переоборудованных шахтных вагонеток). Сейчас один из старых поездов стоит в депо, другой — в тупике на двухпутной конечной "Зал Апсны".


Пассажиров же перевозит третий поезд, изготовленный в 2014 году по заказу Новоафонского метрополитена на Рижском вагоностроительном заводе (что в наши дни само по себе уникально) в единственном экземпляре.


За сутки поезд перевозит до 2 тысяч человек.


Если сесть в первый вагон, можно смотреть прямо в тоннель:



Как в Лилле, только здесь это не из-за того, что метро автоматическое, а просто из-за того, что кабина машиниста находится в хвосте состава.