среда, 14 октября 2015 г.

История эскалатора


Первый патент на изобретение "непрерывной лестницы" получил Натан Эймс из Массачусетса в 1859 г. Почти через сорок лет стала возможной реализация этой идеи по непрерывному перемещению людей между этажами зданий. И как только в 1896 году был продемонстрирован миру наклонный пассажирский конвейер, произошел качественный скачок.

На Всемирной Парижской выставке 1900 году было представлено 29 аналогичных подъемников, в их числе машина, изготовленная лифтовой компанией Otis по проекту Чарльза Д. Зеебергера, названная конструктором необычным красивым словом эскалатор (от лат. scala – лестница, и elevator – поднимающий).

Уже до первой мировой войны новинкой охотно пользовались крупные универсальные магазины США, Франции, Англии. А в 1911 г первые эскалаторы были установлены в метрополитене на Лондонской линии Пикадилли.


В России об эскалаторах впервые задумались в 1932г., когда стало ясно, что первая линия строящегося Московского метро пройдет на глубине от 10 до 30 м. Как доставлять пассажиров к поездам на такую глубину? О лестницах, лифтах и речи быть не могло. В условиях метрополитена с его колоссальной пропускной способностью они выглядели бы смешно.


Известен был, правда, по слухам, еще один вид механического подъемника. Самодвижущаяся лестница – эскалатор. Движение его непрерывно. Интервалов между подъемом и спуском отдельных групп людей нет совершенно. Каждую секунду освобождается новая ступенька, готовая принять двух человек. Лестница движется плавно и мерно.

Эскалатор привлекал к себе строителей еще одним преимуществом. Он не требовал сооружений запасных пешеходных лестниц, ибо он сам по себе – лестница. Это значительно сокращало объем строительных работ. При всех своих достоинствах эскалатор имел в глазах строителей метрополитена один серьезный недостаток: никто не знал, как его нужно строить.

Переговоры о поставках эскалаторов с немецкой фирмой "Karl Flohr" и отделением "Otis" в Лондоне, оказались безрезультатными: за поставку эскалаторов для первой очереди Московского метро запросили непомерную для того времени цену — 4 млн. рублей золотом и 500 тыс. немецких марок за документацию.

32 год, сами знаете какие времена тогда были. Сталин дал команду — ориентироваться на собственные силы, что и стало толчком развития отечественного эскалаторостроения.


В феврале 1934 года Метрострой заключил договоры с ленинградским заводом "Красный металлист" на изготовление 18 эскалаторов и с московским заводом "Подъемник" на изготовление 6 эскалаторов. Срок сдачи первых машин–февраль 1935 года.

Узнав о таком повороте дел, директор фирмы Otis обратился к председателю Моссовета Н.А.Булганину с предостережением: "Ваши специалисты – способный народ. Но эскалаторы чрезвычайно сложное дело, и им с этим делом не справиться. Даже мы, с нашим тридцатилетним опытом, не возьмемся выполнить заказ в такие сроки. Я, как друг Советского союза, обязан вас предупредить, что сроки пуска метро могут быть сорваны".

Эскалаторы предстояло соорудить очень солидные, самые крупные в мире. Высота их по вертикали составляла от 22 до 30 метро Естественно, что ответственность на проектировщиков легла очень серьезная. Всякая ошибка в расчете даже маленькой детали могла нарушить взаимодействие всех узлов.


Сомнения оказались напрасными. Конструкторы "Красного металлиста" 6 февраля 1935 года работа первого эскалатора Н-30 была продемонстрирована делегатам Всесоюзного съезда советов. Эскалатор жил, двигался без скрежета, дребезжания и лязга. Успешно справился со своей задачей и завод "Подъемник", изготовивший эскалаторы Э-1 высотой 10 м для станции "Охотный ряд". И уже в мае 1935 года состоялся торжественный пуск первой очереди метрополитена — все эскалаторы были запущены под пассажирскую нагрузку.