четверг, 26 ноября 2015 г.

Авиасообщения в Туапсе и на Черноморском побережье


Мало кто помнит, что Туапсе имел регулярное авиасообщение. Так в апреле 1938 года открылась "гидролиния" Одесса – Туапсе — Батум. "Гидролиния" создавалась для обслуживания курортных больных и отдыхающих, а также для перевозки почтовой корреспонденции и багажа. На линии протяжением 1350 километров ежедневно летали 5 восьмиместных гидросамолетов МП-1" Черноморская гидролиния проходила через Севастополь, Ялту, Керчь, Геленджик, Туапсе, Сочи, Сухум и Поти. Этот участок гидросамолеты покрывали за одиннадцать часов.


Пассажирам, летящим в Сочи, приходилось выходить в Туапсе и добираться до конечного пункта поездом. По какой-то причине Сочи не принимал гидросамолёты.

В мае 1946 года с сочинского аэродрома начали ежедневно совершать круговые полеты самолеты-такси по направлению Сухуми-Анапа. Самолеты делали остановки в Сухуми, Гудаутах, Гаграх, Адлере, Сочи, Лазаревском, Геленджике, Новороссийске, Анапе. В любой из этих пунктов можно было заказать самолет на несколько часов. Это дало возможность отдыхающим в короткий срок ознакомиться с замечательными местами Черноморского побережья.

И это спустя год после Победы в Великой Отечественной войне.


С 1959 года в Сочи действует вертолётное подразделение. Маршруты по побережью обслуживали восьмиместные вертолёты "МИ-4". Цены билетов были просто смешными – на Красную Поляну в 1978 году билет стоил всего 2 рубля.

С началом "перестройки", введением либеральной экономике и развалом Советского Союза воздушное такси перестало существовать. Наши граждане любят кивать на Запад. Мол, у них там всё для людей. Нет, дорогие мои. Всё для людей было в Союзе. Но после смерти Сталина, убийства Берии, партийных чисток и прихода к власти коммунистов-компрадоров - это "всё" стало достоянием партийной номенклатуры. Которая и привела СССР к развалу и реформам.

Сегодня регулярных пассажирских авиарейсов в Туапсе нет. Содержание двух вертолётов администрации Краснодарского края обходится бюджету в 90 миллионов рублей ежегодно. Есть санитарная авиация, МЧС, военные, местный олигархат.

Будут ли возрождены доступные большинству местные авиа маршруты, сказать трудно. Законы современного рынка таковы, что перестав воровать - "эффективные" менеджеры разоряются. Но если в госуправление придут грамотные люди, имеющие развитые профессиональные навыки и желающие видеть Россию впереди планеты всей, шансы есть.

Ведь это довольно стрёмно жить только ради себя. Особенно, если понятие "семья, работа" на две трети состоит из "диван, телевизор, интернет". Обыватель слаб, ленив, беспомощен. Но как только он становится гражданином, начинают происходить изменения не только в нём.

Ради этого стоит начать выдавливать его, обывателя, из себя уже сейчас. Капля по капле.