вторник, 3 ноября 2015 г.

Югославские железные дороги


Строго говоря, Югославские железные дороги — дело давно минувших дней. Нет такой организации, как нет и такой страны. Но дороги то остались? И вокзалы в крупных городах остались, и поезда по многим путям все еще ходят... Правда называются они теперь по другому, например Хорватские железные дороги.

Тут конечно главный вокзал Хорватии — столицы Загреб. Это самый загруженный железнодорожный перекресток. Через Загреб проходят регулярные международные поезда в Вену, Мюнхен, Будапешт, Любляну, Сараево, и естественно в Белград. Когда-то сюда доходили и поезда из Москвы.


Теперь пустовато. Однако же, это один из самых загруженных участков бывших Югославских ЖД.


Рядом стоит паровоз-памятник, построенный в 1891 году в Будапеште.



В те годы Хорватия была частью Австро-Венгрии, так что здесь все, включая сам вокзал, напоминает государство Габсбургов.


Тогда как по ту сторону от станции, проглядываются ностальгические районы эпохи соцреализма.


Любляна — другое дело! Вокзал в столице нынешней Словении появился в 1849 году, как промежуточная станция связывающая Грац с портовым Триестом. Все это тогдашняя Австро-Венгрия.


В югославские времена Словения была ближе всего к "западному миру" (как Эстония в СССР), и это заметно и сегодня.


Здесь пересекаются несколько крупных европейских железнодорожных коридоров: Венеция — Триест — Любляна — Мирабор — Будапешт — Киев и Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Салоники. Само собой, помимо пригородных линий, регулярными поездами город связан с Мюнхеном, Зальцбургом, Грацем, Загребом, Белградом и другими городами.


Центром югославских железных дорог всегда был Белград. В разное время, отсюда можно было легко уехать в Загреб, Любляну, Мюнхен, Цюрих, Вену, Венецию, Салоники, Софию, Прагу, Бухарест, Скопье, Братиславу, Бар, Киев, Москву и даже в Стамбул! Более 17 стран Европы.


Сегодняшнее расписание несколько скромнее, но все же — это по-прежнему крупный железнодорожный центр.


Надо сказать, что после распада Югославии, Сербские железные дороги, как впрочем и другие железные дороги на территории бывшей единой страны, находятся в далеко не самом лучшем своем состоянии. Требуется модернизация буквально всего: И железнодорожного полотна, и подвижного состава, и инфраструктуры. Модернизацией Сербских железных дорог занимается в том числе и РЖД и мытищинский Метровагонмаш. На фото хорватский электровоз серии 441 компании RADE KONCAR. Производились они еще в эпоху Югославии, а в настоящее время в Загребе их лишь ремонтируют и модернизируют.


Здание железнодорожного вокзала Белграда представляет из себя смесь неоклассицизма (внешне) и "бреженевского застоя" (внутри). Последние года три идут разговоры о модернизации и фактически перестройки вокзала, с целью превращения его в полноценный железнодорожный комплекс.


Что-то такое должно получиться в итоге.


Рижские электрички в Сербии — выставочная галерея "уличных художников",



Отличия от типовых, но симпатичных черногорских.


Это железнодорожный вокзал черногорский столицы — Подгорицы. Довольно небольшая станция связывающая Белград с Адриатическим побережьем, тогдашним югославским курортом.


Собственно все так же и сегодня. Только теперь это не югославские курорты а черногорские. Основные направления движения (помимо Белграда) — Бар (собственно на побережье), Никшич (второй по значимости город Черногории) и другие города в основном Черногории.


Здесь помимо привычных рижских электричек ходит пара испанских электропоездов Civity, производства фирмы CAF.


Это не Лондон, это Скопье — столица Македонии. "Железничка станица" выглядит совсем грустно ...


... и пусто.


Сам вокзал находится под железнодорожными путями, и... вобщем закрыт как бы на ремонт, который длится уже не один год. Построен он был в 1963 году, после разрушительного землетрясения (в результате которого было повреждено более 75% построек), на мощных столбах-опорах. Под которыми теперь расположен автовокзал.


Он то и забрал на себя пассажиров железнодорожного вокзала. Откровенно говоря, неизвестно куда ходят поезда и ходят ли вообще через станцию Скопье сегодня?


Впрочем с Белградом Скопье все же связано ежедневными поездами. А вот что насчет Софии, Салоники и тем более Стамбула, большой вопрос...


Сараево с 2009 года опять связано с Белградом регулярным железнодорожным сообщением. Так выглядит в наши дни железнодорожный вокзал в Сараево, построенный немецкими военнопленными в 1953 году.


Отсюда поезда ходят редко, в основном по территории Боснии и Герцеговины. Из международных направлений — Загреб и упоминавшийся уже Белград (с 2009 года).


Помимо всех перечисленных осколков бывшей Югославской железной дороги, есть еще Косовская Приштина.


И столица Республики Сербской — Баня Лука, через которую проходит поезд Сараево — Загреб.