Первый троллейбус вышел на улицы Киева 80 лет назад. 5 ноября 1935 года, на улицы Киева вышел первый троллейбус. Это был московский ЛК-5 (ЛК – сокращение от Лазарь Каганович). Первый маршрут пролегал по Красноармейской улице от площади Льва Толстого до улицы Загородней. Но уже со второй машины производство диковинного транспорта было освоено в Киеве. С тех пор киевскую школу инженеров-конструкторов (троллейбусников) стали считать одной из ведущих на просторах СССР, а столица Украины едва не стала самым главным городом по производству троллейбусов. И именно в Киеве создавали первый троллейбус уже независимой Украины.
Первые троллейбусы
Первый троллейбус для Киева был изготовлен в Москве на заводах СВАРЗ и "Аремкуз", а остальные шесть той же серии по московским чертежам собрали на нашем заводе им. Домбаля (впоследствии – Киевский завод электротранспорта им. Ф. Дзержинского).
ЛК-5 по нынешним меркам – это небольшой двухосный троллейбус. Он был рассчитан на 47 мест, 37 из которых было сидячих. Такие машины ходили по Киеву до Великой Отечественной войны.
Сразу после победы по разрушенному городу ездили (1945-1947 годы) трофейные троллейбусы MAN, вмещавшие по 50 пассажиров (в том числе 30 сидячих).
Сразу после победы по разрушенному городу ездили (1945-1947 годы) трофейные троллейбусы MAN, вмещавшие по 50 пассажиров (в том числе 30 сидячих).
Но ни трофейных, ни московских, ни импортных машин Киеву не хватало и в 50-е годы в Киеве возродили выпуск собственных троллейбусов. С 1958 по 1971 годы Киевский завод электротранспорта выпустил 1556 пассажирских троллейбусов модели "Киев" пяти модификаций, а с 1972 года освоил выпуск грузовых троллейбусов.
На рубеже 1990-х основные поставщики троллейбусов в Украину из Чехословакии и Румынии начали переходить на взаиморасчеты с СССР в долларах. Из-за острейшего дефицита валюты, в стране наметился кризис городского электротранспорта. Единственным выходом из него могло стать освоение производства собственного украинского троллейбуса.
В инженерной среде киевских электротранспортников приступили к созданию сочлененного украинского троллейбуса модели "Киев-11" (модели с первой по шестую выпускали в период 50-70 гг, а с седьмой по десятую – были грузовыми).
Тиристорно-импульсная систему управления (ТИСУ) предоставляла не только возможность плавного разгона и торможения троллейбуса, но и на 20-25% (в зависимости от сложности рельефа маршрута) поднимала КПД транспортного средства за счет рекуперации (возвращении в контактную сеть энергии вырабатываемой троллейбусом при торможении). В реостатной системе эта энергия рассеивается при нагреве реостатов и не выполняет никакой полезной работы.
8 января 1991 года из ворот Киевского завода электротранспорта на испытания выехал первый опытный образец "Киев-11", а с 20 октября началась его эксплуатация на маршрутах уже в независимой Украины . В этом же году была разработана конструкторская документация на "Киев-11у" – двухосную модификацию троллейбуса вместимостью 100 пассажиров, имевшую 37 сидячих мест. Первый регулярный рейс с пассажирами он совершил 20 декабря 1991 года.
Модель имела множество недостатков, однако к чести создателей следует отметить, что они "выжали" максимум возможностей из тех устаревших комплектующих и технологий, которые были в их распоряжении. И главное, что Украина получила свой собственный троллейбус.
Троллейбус ЮМЗ
Исходя из опыта создания троллейбуса Владимир Веклич разработал стратегию развития украинского троллейбусостроения. Она нашла свое воплощение в утвержденной Кабинетом Министров Украины Программе.
Согласно стратегии начались работы в двух направлениях: освоение производства троллейбусов по известным техническим решениям (трехосного сочлененного ЮМЗ-Т1 и двухосного ЮМЗ-Т2) и создание перспективного троллейбуса ЮМЗ-Т3 по принципиально новым техническим решениям.
Научным руководителем работ по созданию троллейбусов марки ЮМЗ был назначен Владимир Филиппович Веклич (1938—1993), а главным конструктором стал Михаил Иванович Галась (1929—2006) – один из главных создателей космических ракет "Циклон" и "Зенит".
Последний троллейбус ЮМЗ-Т1 был произведен в Павлограде в 1997 году. Всего этой модели была собрана 471 машина, 33 из которых были экспортированы в Беларусь, Эстонию, Молдову и Россию.
В 1998 году для трассы Симферополь-Ялта был разработан "горный вариант" троллейбуса получивший индекс ЮМЗ-Т2.09. Он имеет независимый электродинамический тормоз и другие усовершенствования для работы на горных линиях. Всего было произведено 18 таких машин.
В 1995 была спроектирована модель ЮМЗ Т3-К, которая за счет применения ТИСУ позволяла экономить электроэнергию на 20 – 25%. Однако эта модель не была запущена в производство, а 2 опытных образца были отправлены в Донецк. Внешне они ни чем не отличались от модели ЮМЗ-Т1, хотя по первоначальному техническому заданию планировалось, что это будет машина нового поколения с низким уровнем пола. Вскоре, из-за нежелания ремонтников работать со сложной электроникой, у этих троллейбусов была произведена замена ТИСУ на РКСУ и они стали ни чем не отличаться от ЮМЗ-Т1.
"Крылатый троллейбус "Авиант"
После распада СССР Киевский государственный авиационный завод "АВИАНТ" лишился значительной части своих заказов. Одним из решений этой проблемы стал выпуск троллейбусов. За прототип своей машины они взяли троллейбус "Киев-11". Антоновцы предложили сделать кузов своих троллейбусов "Киев-12" из легких алюминиевых сплавов и композитных материалов, применяющихся в авиастроении. Это сделало их машины более легкими, долговечными и позволило сократить затраты электроэнергии на их движение.
Наиболее востребованными оказалась машины с индексом К12.03. Это был сочлененный троллейбус, рассчитанный на 182 пассажира, с чешской тиристорно-импульсной системой управления. Сегодня только в Киеве их эксплуатируется 80 единиц.
Последним, на заре эры украинского троллейбусостроения, к клубу производителей троллейбусов присоединился Львовский автобусный завод. Предприятие в начале 1960-х выпустило несколько троллейбусов марки Киев-5 (ЛАЗ-695Э) на основе автобуса ЛАЗ-695В.
Уже в 2007 году в Украине появляется еще один крупный производитель – "Богдан", и несколько экземпляров троллейбусов выпускают в Чернигове. Но это уже совсем другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий